Встреча посла США в России Майкла Макфола с гражданским обществом в лице Общественной Палаты прошла вовсе не в такой теплой и дружеской обстановке, какой проходили встречи господина посла с гражданским обществом в лице уличной оппозиции. Макфолу, если честно, не позавидуешь. Вопросы ему задавали, далекие от дипломатического протокола. Нет, все это было - «ах, как мы счастливы вас тут видеть; мы удостоились», и все такое. Но вообще-то к подобным встречам послы США, наверное, не привыкли.
И вот тут я за Макфола вступлюсь. А кто еще, кроме либеральной прессы и радио «Свобода»? Георгий Федоров, исполнительный директор организации «Гражданский контроль», подобрал в интернете ряд высказываний господина Макфола за разные годы и попросил его их прокомментировать. Посол явно нервничал, перебивал собеседника и отвечать за свои прежние слова явно не желал. Собственно, понять его можно. Как работать в стране, руководителю которой ты в свое время грозил судьбой Милошевича? И Макфол воспользовался самым простым ходом: он, что называется, «спрятался за погоны». Иными словами, прежде он был свободным человеком и говорил то, что думает, а нынче он официальный представитель администрации своей страны, и выражает исключительно ее точку зрения.
А что он должен был сказать, чтобы при этом не потерять лицо, не солгать и не попасть в неловкую ситуацию? Да, мол, я такое говорил и продолжаю так считать? Вопросы, которые были заданы Макфолу надо не ему адресовать, а тем, кто направил человека с таким послужным списком и набором цитат на работу в Россию. Сам господин Макфол - человек карьеры. Патриот своей страны. Родина сказала - надо, он ответил - есть. Мы же не забываем, что у нас с ним разные родины, да? Само собой, теперь господина посла жаль. Хотя дипломат сверхдержавы, вызывающий жалость, не лучший, наверное, ее представитель.
После назначения Макфола в сети активно заговорили о том, что новый посол - большой специалист по разным «оранжевым» делам, и серьезно приложил руку к смене власти на Украине. Прибыл в Россию в горячую политическую пору, но сейчас момент упущен. И если господин посол действительно ехал с целью каким-то образом повлиять на смену российской власти, то теперь его опыт, по сути, не нужен.
А вот как дипломат Макфол явно слаб. На встрече в Общественной Палате было очевидно, что он не контролирует ситуацию. Понятное дело, радио «Свобода» напротив подчеркнуло дипломатический такт и обаяние посла, но ведь это не соответствует действительности. Господин Макфол пошел при ответах на вопросы по самому простому пути. Хотя были и другие варианты. Прежде всего,. Он мог спокойно выслушивать вопросы. Не нервничая и не перебивая. Он мог сказать, что пересмотрел многие свои взгляды, не уточняя, какие именно. Мог сказать, что Америка уважает любой выбор российского народа, а последние выборы в США признали. В общем, я-то не дипломат. А он мог выйти из ситуации гораздо изящнее. Что толку с того, что он формально прав? Если на экране он выглядит бледно. И все восклицания - ах! ах! нельзя так с гостями нашей страны - действия не имеют. Макфол проводит у нас политику своей администрации, мы, соответственно, должны проводить собственную.
Ни на один острый вопрос господин посол так и не смог дать пусть и обтекаемый, но достойный ответ. Критики его ответы не выдерживают. Вероника Крашенинникова, к примеру, спросила господина посла, почему в его творчестве так много римейков. Ой, нет! Она спросила, почему так много бывших разведчиков и сотрудников национальной безопасности работают в руководстве американских благотворительных фондов, которыен выделяют деньги российским НКО. На что посол ответил, что сам часто встречается с бывшими сотрудниками КГБ, и старается судить людей по их делам, а не по биографии. Интересно, кого Макфол имел ввиду? Вряд ли он часто встречается с Путиным. Может быть, Геннадий Гудков?
Ответ господина Макфола мог бы быть принят, если бы вся либеральная пресса, включая и радио «свобода», не доказывала бы нам по десять раз на дню, что бывших кагэбэшников не бывает, а репутация человека значит невероятно много. Заместитель главного редактора «Эхо Москвы» господин Варфоломеев даже списки составляет с неприглядными по его мнению поступками деятелей культуры, которых в будущем, вероятно, предполагается люстрировать. Не то письмо подписал, не то в интервью сказал, не к тому в гости сходил - добро пожаловать в список. Потом припомнят. Да и в самих США многолетней давности проступки, ставшие известными прессе, серьезно могут повлиять на карьеру любого чиновника. Надо оптекать, кланяться и извиняться.
Российско-американские отношения в последнее время особо теплыми не назовешь. Не одно, так другое. Но здесь мяч не на нашей стороне. Он по ту сторону Атлантики. И все зависит от целей нынешней администрации. Если в Белом Доме не желают продолжения конфронтации, тио им, возможно, следовало бы подумать о другой кандидатуре посла.
Впрочем, если желают, тоже следовало бы. А то совсем какая-то нелепая конфронтация получается.
Редакция