Голубой вертолет без списка Магнитского

Ученик второго класса, получив двойку по поведению, угрожает учителю привести в школу отца - чемпиона по боксу: «Он с вами разберется! Вы еще попляшете!» Отец вскоре действительно приходит, смущенно улыбается, жмет учителю руку и говорит: «Вы уж это... того... сына не сильно... старается пацан». Отец уходит, после чего школьник говорит учителю: «Понял, да? А в следующий раз он тебя вообще убьет!»

Такая приблизительно история произошла у российской несистемной оппозиции с т.н. «списком Магнитского», о котором шло столько разговоров. Разочаровавшись в инертном гражданском обществе, оппозиция все свои силы направила на то, чтобы стравить Россию с международными структурами. Власти чужих держав, опираясь на свои ресурсы, должны были как следует наказать элиты нашей страны. Не только закрыть нашим политикам и чиновникам въезд на свои территории, но - что самое главное - арестовать счета и другое имущество. Предлогом для всего процесса была избрана трагическая судьба Сергея Магнитского, однако правозащитники настаивали, чтобы в «список Магнитского» вносили любых нарушителей прав человека. По принципу: «на кого покажем». В прессе и блогосфере постоянно обсуждали кандидатуры, которые обязательно войдут в список. Предвкушали. Кто из депутатов? Может быть вся фракция «Единой России»? А коммунисты? Они тоже за закон «Димы Яковлева» голосовали. А чиновники? Бастрыкин? Чайка? А вдруг... САМ?

Это были сладкие мгновения. Прилетит, значит, волшебник в голубом вертолете с европейскими звездочками и сбросит на парашюте заветный список. Почитают этот список авторитарные держиморды, нальются кровью, да и хватит их кондратий от гнева и бессилия. Что они могут противопоставить волшебнику? Маглы да против Гарри Поттера? Смешно.

Входит, значит, оппозиция в коридоры власти, а там одни ошметки лопнувших от ярости жуликов и воров. Только подмести, и можно за рычаги управления садиться. Портфели делить, всякое другое приятное.

Однако же палочка "Гарри Поттера" оказалась вовсе не такой длинной, как казалось, пока она лежала в кармане. Список составили и предъявили. Восемнадцать человек. Помимо странных чеченцев, туда попали исключительно стрелочники. Мелкие чиновники, судьи, следователи, имевшие непосредственное отношение к делу Магнитского. Так или иначе, вряд ли кто-нибудь из них имел счета или другие активы на территории США даже до запрета российским чиновникам-силовикам. Ну и, конечно, им всем теперь обидно, что на пляжах Майами они отдохнуть не смогут. Особенно если учесть, что часть силовиков "невыездные" по факту своей работы.

Администрация Обамы в итоге сделала все так, чтобы и волки были сыты, и овцы целы. И Конгресс смог проявить свою неусыпную заботу о правах человека во всем мире, и отношения с Россией не пострадали бы сильнее, чем они уже пострадали. В накладе осталась одна только несчастная российская оппозиция. Вскакивает она утром первого января, бежит к елочке, а вместо роскошного ноутбука находит там музыкальную открытку со скрипучей мелодией Джингл Беллз. А поделать ничего нельзя: надо прослушать и сказать: «Спасибо, Санта. В следующем году я буду лучше себя вести, и может быть тогда...»

Впрочем, реакция оппозиционных лидеров была двоякой. С одной стороны, они не скрывали своего явного разочарования и раздражения. Олег Козловский прокомментировал список у себя в твиттере скупо и крайне грубо: «На большее яиц не хватило». Ну, да. Слава Богу, не Карибский кризис. С другой стороны, активно заговорили о некой закрытой части списка. А вот уж там-то! Проблема в том, что до закрытой части никому нет никакого дела. Любое государство вправе ограничивать въезд на свою территорию иностранных граждан, и может составлять их списки хоть каждый день. Смысл списка Магнитского был исключительно в его открытости. Мы публично и на весь мир называем конкретных людей преступниками, нарушителями прав человека и врагами цивилизации.

Поэтому внесение в список столь незначительных персон уж совсем не красит Конгресс. Эти люди вряд ли способны сами отстаивать свои интересы и доброе имя в международных судах. Для этого у них нет ни сил, ни средств. Так что если за них не вступятся официальные российские власти, будет неприятно. Уже наша собственная дипломатия поступит мелко.

Оппозиции же в данном случае можно только посочувствовать. Если у кого-то в ее среде прежде могло сложиться впечатление, что хвост способен вилять собакой, такая иллюзия теперь должна исчезнуть. Администрация США в своих интересах способна использовать любые рычаги давления на российскую власть. В том числе, конечно, и несистемную оппозицию. Но ставить под угрозу свои интересы ради интересов собственных же рычагов как-то глупо.

Можно было сколько угодно издеваться над своей страной. Кому, мол, может понадобиться российская виза? Неужели благополучным американцам? Оказывается, именно им. Правительство США не может ставить под угрозу интересы своего бизнеса, своих инвесторов, своих политиков. Никто же не знает, как Россия способна отреагировать на происходящее, кому закрыть въезд, чьи активы арестовать. Пусть российские интересы в Америке намного больше, чем американские в России, но это не игра в шашки, тут размен так просто не произведешь.

Пока наши власти согласно обычной дипломатической практике отвечают строго симметричным образом. А вот насколько представители американского бизнеса готовы страдать за интересы демократии в России ( читай - за интересы Немцова, Касьянова и прочих), мы можем увидеть в самое ближайшее время. Начинается визит в Россию советника президента США Тома Донилона, который должен доставить "секретное послание Обамы президенту Путину". По итогам этой миссии можно будет судить, в каком направлении будут развиваться российско-американские отношения.

Дарья Катина


Автор
Володин Олег