'Хватит кормить Болото'

Интересные вещи происходят в нашем любимом Отечестве. Что ни день - новое откровение. На сей раз очередной скандал связан с фондом «Сколково». Там прошли обыски и в отношении одного из сотрудников возбуждено уголовное дело по статье «Растрата в особо крупных размерах». Казалось бы, вся наша оппозиция должна торжествовать: так долго добивалась она реальной борьбы с коррупцией, и вот, наконец, плоды трудов. Странно, но почему-то новость никого в оппозиции не обрадовала. Наоборот. Все заговорили о новых репресииях и преследованиях ученых.

В общем, сердце нашей оппозиции как и сердце любой красавицы, склонно к измене и перемене как ветер в мае. Или в апреле.

Так было всегда. Поначалу сторонники европейского пути развития долго попрекали Кремль за инертность и застой во всех областях. Российская наука в упадке, отстает по всем направлениям, старые наработки перестают выручать, новых нет, ученые покидают страну, везде хаос и разруха. Структура научных учреждений, оставшаяся еще с советских времен, полностью неработоспособна, обновить ее нельзя, надо срочно что-то делать.

Что же. Кремль идет навстречу и создает специальный проект «Сколково». С нуля. Проект международный, который должен служить стыковочным узлом между российской наукой и мировой. Туда приглашают самых известных специалистов, раздают огромные гранты, понимая, что привлечь лучших в Россию - задача достаточно трудная. Сколково, по мысли создателей, должно было служить основным локомотивом, который поможет вытащить всю науку в нашей стране, от фундаментальной до прикладной, на новый уровень. Проект специально создается на пустом месте, чтобы старые связи, старые иерархии не мешали его работе. Не стали вливать новое вино в древние меха.

Однако толком еще ничего не заработало, а со стороны оппозиции уже раздались насмешливые возгласы: дескать, создали новую «прачечную», будут опять пилить деньги, так никакие Кремниевые долины не создают, что за чепуха - и бесконечные фотографии пустырей. Вот, мол, как идет строительство. Любопытная реакция. Особенно, если учесть, что многие ключевые должности в «Сколково» заняли люди самых прогрессивных и либеральных взглядов. Казалось бы, вот он - долгожданный социальный лифт, но оппозиция и тут осталась недовольна.

Собственно, угодить противникам власти невероятно трудно. Вспомнить хотя бы Бориса Немцова, который вначале утверждал, что Россия никогда не получит Олимпиаду в Сочи. А когда Россия ее получила, стал говорить, что проводить зимнюю Олимпиаду в субтропиках - это абсурд.

Вот и со Сколково произошла похожая история. Ладно, так долго все говорили, что в этом фонде могут использовать государственные деньги не по назначению, что начались проверки. И, надо же, оппозиция оказалась права. Да, использовали. Первое уголовное дело было возбуждено еще в начале февраля. Удивительно, оно осталось практически незамеченным. Это дело было связано с таможенно-финансовой компанией "Сколково". Почему-то никого из либеральных журналистов оно не зацепило: мали ли, чего там возбуждают.

А вот второе дело уже вызвало целую бурю. Следствие предполагает, что один из депутатов Государственной Думы, действуя в сговоре со старшим вице-президентом «Сколково» Алексеем Бельтюковым, активно осваивал государственные денежки. Эка невидаль! Оппозиция же убеждает - "кто сидит в Думе: жулики и воры".

Ах, нет, простите. Речь идет об одном из лидеров оппозиции, Илье Пономареве. Конечно, перед нами политическое преследование. Как и в случае с Навальным. Разве может борец с коррупцией сам оказаться нечистоплотным дельцом? Нет, нет, ему мстит власть. Все свои деньги господин Пономарев заработал тяжелым и честным трудом. Особенно тяжелым потому, что на момент заработка у него не было даже высшего образования. Самородок, что сказать. Получал за одну лекцию по тридцать тысяч долларов. Не всякий лауреат Нобелевской премии может рассчитывать на такой гонорар. Даже в США. Но как можно сравнивать? Это же Россия и Пономарев. Неужели мы пожалеем деньги, чтобы услышать гения? Есть, правда, разночтения в бумагах, какие-то декларации не были заполнены, но привязываться к гению с дурацкой бюрократией может только наш солдафонский следственный комитет.

Сам Илья Пономарев, сравнив себя с Навальным для прессы, ни у себя в блоге, ни у себя в Фейсбуке на этот момент ситуацию никак не прокомментировал. Его сторонники, из числа тех, кто связан с наукой, высказываются робко и осторожно. Гонорарчик-то и правда какой-то несусветный. Ну, десять тысяч. Но тридцать... Остальные же, понятно, громко кричат о том, что теперь со «Сколково» ни один ученый связываться не будет, потому что «кошмарят».

Вообще, творческая работа, как известно, открывает широкое поле для злоупотреблений. Именно потому, что никаких рыночных цен тут быть не может. Не может Джоан Роулинг получать столько же, сколько Дарья Донцова в силу разных естественных причин. Поэтому часто творческой сферой пользуются для прикрытия откатов и прочих неблаговидных дел. Вот сценарист. Продал сценарий за миллион долларов. Стоит он столько? А кто его знает? Фильм может собрать в прокате сто миллионов, а может с треском провалиться. Это риск. Но кто знает, а не получил ли сценарист в реальности на руки пару тысяч за компиляцию и не передал ли остальные деньги своим благодетелям? Или, допустим, сценарист этот по совместительству - один из лидеров оппозиции; получив гонорар, щедро финансирует своих товарищей.

Мы помним скандалы конца 90-х с гонорарами Чубайса и Немцова, но те суммы, конечно, меркнут на фоне заработков Ильи Пономарева. Что и сказать, видимо, нефтяное благополучие России, о котором так любит рассуждать оппозиция, пошло на пользу не только нефтяникам.

Нынешнюю проверку Пономарева инициировал лидер ЛДПР Владимир Жириновский. Единственное, что пока смог противопоставить Жириновскому Илья Пономарев, это обзывательство в стиле «сам такой». Илья обвинил Владимира в фиктивном браке.

Короче говоря, на наших глазах разворачивается настоящее финансовое представление. За цифрами и фактами не успеваешь следить. Но не этого ли хотели борцы с коррупцией? Так и чем же они все-таки опять недовольны?

Редакция


Автор
Володин Олег