Следственный комитет пока не усматривает в "лекциях" депутата Госдумы Ильи Пономарева никакого криминала. Вызывали его на допрос в качестве свидетеля, никакого дела заводить не стали, побеседовали 6 часов и мирно разошлись.
По крайне мере, столь благостную картину рисует сам Пономарев: "Насколько я могу судить, претензии к тому, что что-то не читалось Следственный комитет снимет. И я надеюсь, что претензии и к содержанию того, что читалось, тоже будут сняты", - заявил он журналистам.
Суть вкратце такова: в 2010 году Пономарев заключил договор со "Сколково" на выполнение работы по теме "Коммерциализация технологий и международное продвижение инновационных компаний" стоимостью около 13 млн рублей. Год спустя депутат договорился с инноградом на проведение 10 лекций. За их чтение Пономарев должен был получить $300 тыс. Итого - $750 тысяч.
Вклад Ильи Владимировича в мировую сокровищницу научной мысли оценивать не берусь, в конце-концов какой-нибудь Архимед тоже совершал свои открытия, не будучи дипломированным ученым и безо всяких аттестационных комиссий.
Но вот, теперь уже знаменитые "Пономаревские чтения" вызывают вопросы, причем не у меня одного. Почти 30 тысяч долларов за лекцию сопоставимы, к примеру, с гонорарами создателя модели ДНК и обладателя Нобелевской премии Френсиса Крика, которому в конце восьмидесятых годов прошлого столетия платили по 10-15 тысяч долларов за выступление (учтем поправку на инфляцию).
Может быть наш Илья Госдумовец читал свои откровения сутки напролет, изматывая аудиторию многочасовым научным марафоном? И оплата была почасовая? Тогда это хоть как-то "отбивает" затраты, ведь известно - краткость сестра таланта, зато мачеха гонорара.
Однако, нет - некоторые лекции Пономарева не дотягивали и до 20 минут, а некоторые и вовсе были настолько "секретными", что их мало, кто слышал. Под конец даже работодатель не выдержал и поинтересовался "за труды": «Скольково, скольково?», в результате чего глава фонда "Сколково" Виктор Вексельберг пригрозил судом очень уж лаконичному лектору.
Впрочем, "длительность и протяженность" не всегда главное, бывают же слова на вес золота. Пономарев на данный факт упирает особенно: "Речь идет не о том, что престарелый профессор выходит на кафедру и читает про современные вопросы физики. Такие вещи действительно много не стоят. Речь идет про публичные выступления, семинары и про специальные встречи, которые проводились с очень специфическими аудиториями, например, с венчурными инвесторами. Людей, которые в состоянии с ними общаться от лица государства, говорить с ними на одном языке, разъяснять планы государства, - их просто мало".
Проще говоря, профессоров, читающих всякую "лабуду" про современную физику - немерено, потому и стоят они "копейки". А "пономаревых", способных вещать от "лица государства", да еще для "специфической аудитории" - с гулькин хоботок. Оттого им надо платить "большие тыщи".
Простите меня за отнюдь не "академичный стиль" - он навеян одним из выступлений Ильи Владимировича, цитаты из которого уже разошлись на телефонные рингтоны: "пришел поручик и все обоср...; они не хрена не понимают; черта с два я туда приду" - вот они, идиомы Пономарева, достойные научных скрижалей.
Правда следователи не услышали здесь "ничего особенного", вероятно они тоже относятся к весьма "специфической аудитории", для которой $30 тысяч за подобное "извержение" в порядке вещей.
Окончательно "добили" СК прайс-листы, взятые Пономаревым из открытого доступа в Интернете: "Все эти величины находятся не просто в рамках общепринятых правил, они находятся на их нижней границе, а некоторые расценки и ниже нижней границы", - сообщил во всех смыслах ценную информацию Илья Владимирович, жирно подчеркнув, мол, читал не академические лекции, а занимался аналитической работой по продвижению проекта "Сколково".
Ну, это же в корне все меняет, пойду расскажу мужикам у пивного ларька, что есть отныне такая работа - "Сколково" продвигать! А что - лексикон у них вполне подходящий для "специфики", а согласятся они, наверняка, гораздо ниже "ниже нижней границы".
И им приятно, и "Сколково" не накладно, и Илье Владимировичу подспорье. Ведь ему ж не только лекции читать, ему еще и тему "Коммерциализация технологий и международное продвижение инновационных компаний" осваивать.
Михаил Синельников