Сайты и социальные сети Россотрудничества в Интернете загадочно молчат: на них месяцами не появляется новых сообщений, а главный аккаунт организации в Twitter обновляется не чаще раза в месяц по "особым датам" — таким как проведение "Фестиваля Масленица" в Лондоне, День Победы или день рождения Пушкина. Не лучше обстоят дела с реальной работой международных отделений организации.
Созданное в 2008 году Россотрудничество располагает десятками отделений — так называемых Русских домов — в 80 странах мира. В списке этих стран, однако, больше нет Украины — Русский дом в Киеве был закрыт в начале апреля 2021 года. История его уничтожения наглядно показала, что Россотрудничество совершенно беспомощно перед давлением извне и неспособно выполнять свои функции по защите соотечественников.
Русский дом в Киеве был закрыт требованию главного украинского "культуртрегера", министра Александра Ткаченко 30 марта. Формальным поводом для обращения в СНБО стало то, что в Россотрудничестве назвали Тараса Шевченко "российско-украинским поэтом".
Не менее 15% населения Украины составляют русские, с которыми Россотрудничество по роду своей деятельности должно поддерживать тесный контакт, сохраняя их культурные связи с родиной и защищая их права. Непосредственное взаимодействие с русскоязычным населением в странах бывшего СССР тем более важно, если в этих странах русские меньшинства подвергаются агрессивному давлению со стороны властей и ультраправых группировок, как это происходит на Украине и в странах Прибалтики.
Тем беспомощнее прозвучал ответ замглавы ведомства Павла Швецова: "пандемия научила нас эффективно использовать онлайн-формат" — то есть "мы будем за компьютером интегрировать соотечественников в российскую культурную жизнь".
Россотрудничество просто ушло с Украины, не попытавшись создать никакого альтернативного канала связи с русскоязычным населением. Даже Twitter Русского дома в Киеве не работает с 1 апреля. Более того — последние записи в разделе "Новости" как на сайте Русского дома в Киеве, так и на сайте самого Россотрудничества датируются мартом.
Аккаунт Русского дома в Киеве в Twitter и его сайт, созданный с использованием стандартных шаблонов для начинающих веб-дизайнеров, остаются активны — по непонятным причинам российское федеральное ведомство просто полностью прекратило работу по украинскому направлению с середины марта 2021 года. Никаких официальных комментариев о прекращении своей работы Русский дом в Киеве разместить не потрудился.
Из содержимого сайтов невозможно узнать, ведется ли какая-либо активная научная, культурная или образовательная работа по линии Россотрудничества на Украине. Последний анонс на сайте приглашает (по всей видимости украинцев) на онлайн-курсы русского языка при Удмуртском государственном университете. Датирован он 30 июля 2020 года и дополняет атмосферу одиночества и заброшенности на сайте.
Неясно, каким образом Россотрудничество собирается продолжать какую-либо работу по украинскому направлению, если за два месяца не было предпринято вообще никаких действий.
Глава ведомства Евгений Примаков был назначен 25 июня 2020 года, сменив Элеонору Митрофанову, которая также вызывала на своем посту немало критики. Назначение состоялось ровно через пять лет после смерти Евгения Максимовича Примакова. Такой символизм сочли единственной причиной того, что Примакова-младшего назначили на ответственный пост, именно "в память" о его заслуженном дедушке, а не за личные заслуги.
В момент своего назначения Примаков обещал "большие перемены" и радикальное улучшение работы организации, подчеркивая, что деятельность Россотрудничества "напрямую отражается на репутации России", и заверяя, что "знает, какие шаги следует предпринять".
Судя по датам, когда были опубликованы последние сообщения на сайте и в социальных сетях, за год с Примаковым ситуация в ведомстве существенно ухудшилась, по крайней мере в области интернет-коммуникаций. Глава Россотрудничества продолжает рекламировать бесконечные реорганизации на государственные деньги, зачищая кадры ради экономии на зарплатах и назначая людей, не имеющих опыта заграничной работы и не владеющих языками.
Поддерживать контакты Примаков предпочитает не с соотечественниками на Украине или где-то еще за границей, а на Международном экономическом форуме в Петербурге. Там, например, он обещал, губернатору Валерию Радаеву "презентовать саратовские проекты в разных странах мира".
В минувшем марте Примаков обещал, что "если российский культурный центр закроют в Киеве, он появится в других городах".
Однако воз и ныне там — глава Россотрудничества не только не спешит выполнять свои обещания, но даже о них не вспоминает. О возобновлении работы Русского культурного центра во Львове не идет даже речи. Не видно и результатов деятельности Павла Швецова, который обещал продвигать российскую культуру на Украине онлайн после раздутого скандала вокруг Тараса Шевченко.
Можно только удивляться тому, что к работе Россотрудничества не возникают вопросы у контролирующих финансовых органов — ведь последний отчет об исполнении бюджета на сайте "открытого агентства" датируется 1 октября 2020 года. Согласно ему, доходы квартального бюджета организации составили 317,7 млн рублей. Возможно, эти деньги пошли на Русский культурный центр в Саратове.
Примаков не только в очередной раз доказал беспомощность Россотрудничества, но и стал постепенно терять то, немного, что было у организации. И если в работе федерального агентства в ближайшее время ничего не изменится, то очень скоро Русский дом останется только в Москве, но об этом мы прочитаем совсем не на сайте организации.