Идея, озвученная лидером "СР" Сергеем Мироновым и касающаяся рекомендованной продажной цены, нуждается в уточнении. Ведь случае неудачной реализации могут возникнуть сложности и для покупателей, и для продавцов, считает директор Центра развития потребительского рынка московской школы управления Сколково Илья Ломакин-Румянцев. Развернутое мнение эксперт высказал для "Политонлайн. ру".
В дополнение к фактической розничной цене, которая указана на ценниках продуктов, стоит писать и так называемую рекомендованную продажную цену. Как сообщает ИА REGNUM со ссылкой на слова Миронова, контуры идеи таковы:
"Рекомендованная продажная цена" — не административное, а своего рода психологическое давление на ритейл, это показатель, который поможет покупателям ориентироваться в ценовой политике торговых сетей и магазинов", — объяснил Миронов.
Насколько логична и полезна такая идея? Ломакин-Румянцев отмечает: обычно такие подходы либо порождают чёрный рынок, либо ведут к дефициту продукции. Всё зависит от того, в отношении какой товарной группы и с помощью каких механизмов предложено их реализовать, считает эксперт.
"Цены розничной продажи на полке могут отличаться и вверх, и вниз. У нас довольно много всевозможных акций, скидок. Представляете, что будет, если все покупатели начнут задавать вопросы о том, почему цены выше рекомендованных?", — объясняет Ломакин-Румянцев.
Идея понятна, продолжает эксперт, но требует уточнений как минимум в части конкретных сегментов товарного рынка и механизмов выстраивания дистрибуции.
"Представьте, что производитель говорит: "Хочу, чтобы цена была 100 рублей". А торговая сеть говорит: "Хорошо, только мы в этом случае продавать твою продукцию не будем". И что дальше?", — задаётся вопросом эксперт.
В качестве примера эксперт приводит ситуацию: допустим, что есть два производителя куриных яиц, при этом
Естественно, первый производитель выставит цену выше, чем второй — к примеру, 180 рублей против 120, продолжает объяснять эксперт.
"Затем оба производителя приходят к торговцу. Тот смотрит и говорит, что может продавать и те, и те яйца по 150 рублей. А если они будут с разными ценами, то продавец никогда не сможет объяснить, почему одни яйца дороже в полтора раза, не сможет сказать, что это мнение производителя", — рассуждает Ломакин-Румянцев.
Даже если в приведённом случае сделать цены разными (например, принять ценник в 160 рублей на "витаминные" яйца и в 140 на обычные), каждый товар в отдельности станет выглядеть неубедительно, продолжает эксперт, и у покупателей возникнут закономерные вопросы.
"Покупатели скажут: "Что это вы задрали цену на дешёвые яйца? Да, спасибо, что снизили цену на дорогие. Но мы хотим так: снижайте цены на дорогие яйца, а на дешёвые при этом не поднимайте".
Проще говоря, предложенный механизм делает чрезвычайно сложной реализацию массовых товаров. Нам может казаться, что он полезен и для производителей, и для потребителей, а на практике выяснится, что это совсем-совсем не так", — резюмирует Ломакин-Румянцев.
Поэтому всё зависит от конкретных товарных рынков и механизмов дистрибуции, уверен эксперт.