Действия китайский властей по наведению порядка в сфере внешкольного образования могут преследовать сразу две цели. Такое мнение высказал для "Политонлайн. Ру" доктор социологических наук, профессор кафедры социологии РХТУ им. Д. И.Менделеева, профессор кафедры политической социологии РГГУ Геннадий Козырев.
Китайские власти решили плотно заняться частными компаниями, которые работают в сфере внешкольного образования. И эффект уже есть: после "нововведения" за авторством китайских законотворцев вынуждены были закрыться более 40% таких компаний.
Как сообщает Центральное телевидение Китая, ситуация сложилась следующая. В конце июля 2021 года был опубликован циркуляр Госсовета КНР, в котором основное внимание уделялось снижению нагрузки на учащихся.
Согласно задумке китайских властей:
Центральное телевидение Китая уточняет, что на данный момент (то есть примерно за три месяца с момента публикации цикуляра) закрылись свыше 40% "частников" из вышеуказанного сектора.
Насколько обоснованы и логичны действия китайских властей?
Козырев отмечает: о проблеме известно давно. Дело в том, объясняет он, что для Китая характерен высокий уровень конкуренции при поступлении не только в вузы, но и в разного рода училища. На это, уточняет эксперт, накладываются и определённые желания родителей.
"Детей у них мало. И родители стараются обеспечить себе опору в старости, сделать так, чтобы их дети стали самостоятельными и достаточно обеспеченными людьми.
Родители готовы вкладывать всё, что угодно, поэтому нанимают репетиторов, заставляют детей (зачастую чрезмерно) заниматься какими-то предметами, чтобы достичь более высоких результатов", — рассказывает Козырев.
Естественно, объясняет эксперт, на такой ситуации желают заработать многие люди, поэтому появляется большое количество предложений. Так что, указывает Козырев, китайским властям, которые следуют пути "закручивания гаек", естественно, хочется знать: а что же преподают подрастающему поколению?
"Такая тенденция есть и у нас, мы приняли закон: если кто-то хочет преподавать, он должен показать, что именно хочет преподавать, властям. Чтобы власти контролировали, чему учат детей или студентов.
Китай просто хочет взять под свой контроль идеологическую часть. Потому что мы знаем: что вкладывается в ученика сегодня, то через 10-20 лет и будет получено в высших слоях общества, в руководстве", — напоминает Козырев.
Так что с одной стороны, подводит итоги эксперт, мы видим контроль над сферой образования. А с другой — возможно, и предлог для того, чтобы не делать из детей роботов и не лишать их детства, резюмирует он.
Фото: By thierrytutin — www.flickr.com/photos/sodapop66/4565287731/, CC BY 2.0, commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=53938806