Андрей Перла пишет:
Обыватель упорно не желает понимать: государство не имеет ключа от волшебной квартиры, в которой деньги лежат. Государство не может тратить на обывателя сколько угодно и с каждым днем все больше. Деньги счет любят.
Давным-давно, когда я впервые читал «Проклятых королей» Мориса Дрюона (это, значит, было мне лет 13, дело было в СССР), одна его фраза навсегда поразила меня. Речь шла о короле Филиппе Красивом - кто не знает или не помнит, стародавний король, правивший за целое поколение до начала Столетней войны, который был, если верить писателю, прекрасным правителем и администратором, однако не пользовался народной любовью. Почему? Потому что ни рыцари, ни купцы, ни горожане - никто из тех, кто платил налоги, не мог понять: «Раз дворцов не строилось и войн не велось, в какую же бездну все это ухнуло?!»
Неграмотные были во Франции XIV века налогоплательщики, совершенно не понимали, как устроен государственный бюджет, хотя именно в ту пору и были изобретены Генеральные штаты, предтеча всех современных парламентов, включая и нашу Государственную думу... Но им в далеком веке, впервые изобретавшим институт, ограничивающий право короля повышать те самые налоги и тратить деньги, как ему вздумается, странно было бы не быть невежественными. А вот 700 с лишком лет спустя, в XXI веке, странно видеть людей, называющих себя налогоплательщиками, которые разбираются в бюджете совершенно так же, как их далекие предшественники. То есть на уровне «в какую же бездну все это ухнуло?!». То есть никак.
К чему это я? К обсуждению «в этих ваших энтернетах» предвыборной программы Владимира Путина, которую он представляет публике в виде серии авторских статей в разных газетах. Помимо прочего, в последней на сегодня статье Путина содержится абсолютно конкретное (и именно из-за этой абсолютной конкретности заметное и как бы понятное многоуважаемым обитателям Сети) обещание: выплачивать по 7 тысяч рублей в месяц «за третьего ребенка» в тех регионах, в которых демографическая ситуация выглядит особенно плохо.
Эти 7 тысяч - не с потолка взятая цифра, результат серьезной работы государственных финансистов, решения вопроса о том, сколько мы можем себе позволить. Но, может быть, было бы лучше, если бы обещание было не столь конкретным. Если бы Путин написал просто «будет дополнительное пособие». Потому что «разгневанные горожане» в один голос взвыли: как мало! Государство просто обязано давать больше! И многодетным семьям, и пенсионерам, и тем, и этим, и особенно больным детям... А если не дает, то злонамеренно. А если указывает, что ради повышения расходов в некоторой сфере нужно понизить расходы в какой-нибудь другой, - государству, как когда-то Филиппу Красивому, просто не верят. В представлении обывателя, в том числе отягощенного айпадом, айфоном и опытом заграничных поездок (или особенно такого, который отягощен этими обстоятельствами?), государство берет деньги из тумбочки и денег в этой тумбочке немерено. Так что если в некоторый момент государство отказывается доставать из тумбочки деньги или достает меньше, чем обывателю кажется правильным, - государство виновато.
Это в нынешнее время не только российская беда. Посмотрите, что творится в Греции. Людям говорят: ради спасения экономики страны нужно затянуть пояса - и люди начинают бастовать, демонстрировать и жечь дома и автомобили, усугубляя и без того тяжелую ситуацию. Потому что этим гадам: начальникам, банкирам и прочим - им ведь достаточно всего лишь сунуть руку в тумбочку, где деньги лежат, а они вместо этого смеют требовать от народа умерить аппетиты...
Сколько нужно времени, чтобы на место иждивенцев пришли ответственные налогоплательщики? Со времен Филиппа Красивого прошло семь веков. Мы не дождемся? Сколько нужно времени, чтобы до «разгневанных» дошла необходимость хотя бы поинтересоваться: какие именно деньги тратит государство и начальство, куда направляется хотя бы 13% от их собственных, разгневанных, зарплат? 7 тысяч в месяц мало - ну, чего проще, возьмите калькулятор, прикиньте, сколько это будет в масштабах одного региона, в масштабах страны? Ведь никогда не станут считать.