Развод вместо выборов

Ольга Туханина пишет:

Выборы президента России, которые пройдут в ближайшее воскресенье, ни при каком их результате, видимо, ничего не изменят. Они могут быть сколь угодно прозрачны и корректны, но дело уже не в этом. И даже не в том, что победитель известен заранее - лидеру прочат победу в первом туре разные социологические службы. Однако, случись такое чудо и победи на выборах какой-нибудь другой кандидат, само по себе это никакого облегчения и успокоения не даст.

Потому что часть нашего общества только что окончательно и открыто противопоставила себя всей остальной стране. Та самая часть, которая выходила митинговать сначала на Болотную, потом на Сахарова, а потом замкнула собой Садовое кольцо в столице. И, хотя митинги проходили под самими разными лозунгами, начиная от требования честных выборов и заканчивая криками «долой!» в адрес действующей власти, суть вовсе не в лозунгах. Суть в нелюбви.

Политика тут ничего не объяснит. И бессмысленно искать происки Госдепа. Хотя, конечно, есть и политика, и происки, и борьба за власть на каких-то высоких этажах, и всё это накладывается на ситуацию, будоражит её, обостряет. Но сама по себе ситуация не сегодня сложилась - всё накапливалось годами.

Сергей Довлатов писал: «...в разговоре с женщиной есть один болезненный момент. Ты приводишь факты, доводы, аргументы. Ты взываешь к логике и здравому смыслу. И неожиданно обнаруживаешь, что ей противен сам звук твоего голоса...»

И так получилось, что одной части нашего общества вдруг стал противен сам звук голоса другой. Внешний вид, привычки, обычаи, традиции. Праздники. Музыкальные вкусы. Всё, буквально всё вызывает бесконечное раздражение. И lдействующая власть - только один из маркеров. «Долой!» кричат не власти, «долой!» кричат всей остальной стране. Отженись от нас. Немыслимо жить вместе, рядом, в этом убогом месте, в сплетеньи этих ржавых водопроводных труб.

Андрей Мальгин, бывший редактор журнала «Столица», а ныне популярный блогер, описывает это так: «Страна действительно разделилась на две части. С одной стороны - поганые совки. Поставь такого в любом месте земного шара в любую толпу, сразу узнаешь: совок. Не затеряется. С другой стороны - люди с чувством собственного достоинства и со следами интеллекта на лице. Цивилизованные люди. Как до сих пор эти две России уживались друг с другом, совершенно непонятно. И как они в дальнейшем будут уживаться?»

«Поганые совки» - это ещё определение мягкое, вкрадчивое. Были и анчоусы, и быдло, и орки (почему-то с куриными мозгами). В общем, «я не люблю тебя», как пела на излёте перестройки группа «АВИА». «Мы вряд ли сможем быть вместе», - добавлял Цой.

Впрочем, с другой стороны теперь тоже за словом в карман не лезут.

И нельзя понять, по какой линии проходит этот излом. Кто-то думает, что по национальной. Тут русские, а там - нерусь (с прямым намёком на привычных евреев). Кто-то полагает, что это у нас такая гнилая интеллигенция. Кто-то намекает на сытую столицу и нищую провинцию, а кто-то делит граждан на космополитов и патриотов.

В любом из этих противопоставлений, наверное, есть резоны, да только происходящего ни одно из них точно не описывает. Все определения хромают. Какие уж там евреи, когда в одной цепи на Садовом стояли самые разные люди - бывшие и будущие политические противники, либералы и русские националисты, левые и правые, верующие и атеисты И все хором позже рассказывали о своём «возьмёмся за руки» в тонах патетических, называли случившееся «духоподъёмным». Торжество любви и единения - для тех, кто в кругу. Отчуждение от всех прочих.

До битья посуды пока ещё не дошло и, будем надеяться, не дойдёт никогда. Потому что гражданское расставание не в семье, а в обществе потом называют холодно и коротко: «гражданской». Но воинственная риторика уже раздаётся с обеих сторон.

А пока для тех, кто за кругом, происходящее выглядит настоящим умопомрачением. А для тех, кто в кругу - торжеством свободы. Пьянит, пьянит этот воздух, пропитанный выхлопными газами таких же свободных автомобилей.

Выборы пройдут. Будет объявлен победитель. Возможно, большие политики где-то за кулисами придут к соглашению, и массовка им больше не понадобится. Тогда не будет больше ни колец, ни групп в фейсбуке, ни сайтов, ни тёплого единения.

Да только разлом никуда не денется. Ведь речь о пролитом молоке.

Сегодня для меня это выглядит так, и совершенно непонятно, что с этим делать.


Автор
Фоменкова Анна