А не пора ли нам «дерзнуть» на основы конституционного строя России? Не сочтите экстремизмом, но, ведь, явно не боги сочиняли наш Основной закон, поэтому «работа над ошибками» здесь, в отличие от анекдотических поправок в Библию, вполне, а иногда и даже очень уместна.
Уже тогда - 12 декабря 1993 года на референдуме, который еще тот президент РФ Борис Ельцин обозвал «всенародным голосованием», среди господ и товарищей согласия не было: за - проголосовало 58,43%, против - 41,57 % граждан России. Вряд ли большинство «противников» читали заготовку основополагающего документа с карандашом в руке, однако многие интуитивно понимали - не должно быть на проекте Основного закона суверенной страны грифа: «Прошел экспертизу за рубежом». («Российская газета» от 10.10.1993г). Не зря же народная мудрость гласит, что им там здорово, то нам здесь - ярмо.
Про «основы конституционного строя» я вспомнил не ради красного словца. Первая из девяти глав Конституции РФ именно так и называется, повествуя, где мы, кто мы и как мы. Вначале вроде бы все верно: «Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ» (статья 3).
А как по факту «носить суверенитет» и «источать власть»? Правильно - выработать собственные правила, согласно которым жить-поживать, да добра наживать. Однако далее выясняется, что мы (народ) не единственные, кто претендует на власть в России - и такой порядок прописан не где-нибудь, а в нашей же Конституции. Главу 15, часть 4 смотрим особенно внимательно: «Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора».
Юристы называют подобное - «Приматом международного права над национальным», если по-русски - то внешнее главнее внутреннего. Кстати, у России оказались «достойные» коллеги с похожими Конституциями - те самые страны, которые проиграли 2-ю мировую войну: Италия (ее Основной закон от 1947 года); Япония (то же самое от того же года) и ФРГ (Конституция от 1949 года). Понятно, что побежденным просто деваться было некуда - принцип «ущербного суверенитета» продиктовали им в США на правах одной из стран-победителей.
В 1993 году творцы нашей Конституции тоже активно консультировались за океаном (помните «экспертизу за рубежом»?). «Подсказки» оттуда легли на благодатную почву. В своем стремлении окончательно «добить» остатки СССР (имеется в виду - де-юре) демократические авторы (Шахрай, Собчак, Алексеев и другие) вопреки будущим национальным интересам России предпочли оказаться в компании государств бывшей гитлеровской коалиции, лишь бы вытравить из буквы Основного закона любой советский дух.
Чтобы понять ошибка это, или преступление оглядимся по сторонам. Извините за выражение, но такой фигни, нет ни в одном уважающем себя государстве. «Для того чтобы национальное государство отдалось в руки международного правосудия, оно должно быть разгромлено или же поставлено в такую зависимость от международных инстанций, при которой нельзя уже говорить ни о каком суверенитете», - то не я сказал, а председатель Конституционного суда РФ Валерий Зорькин (в 1993 году уговаривавший Ельцина «вернуться в правовое поле») на конференции, приуроченной к 65-летию Нюрнбергского процесса над нацистскими преступниками.
Вы можете себе представить, что Вашингтон отказывается от каких-либо своих планов только потому, что они идут вразрез с мировыми нормами? Вот и Зорькин тоже не может: « Наблюдается опасная тенденция - присвоение функций международного правосудия национальными судебными системами некоторых крупных государств. Безусловно, приветствуя инициативы США в деле борьбы с коррупцией, терроризмом и наркоторговлей, мы, тем не менее, не можем не признать, что некоторые из этих инициатив чересчур расширяют юрисдикцию американских законов, делают зоной их юрисдикции почти весь мир. А значит, возникает соблазн превращения этих законов не в инструмент борьбы с терроризмом и криминалом, а в своего рода правовую дубину, которой можно бить по головам неугодных».
Это только в математике от перестановки слагаемых результат не изменяется. Попробуем прочитать 15 главу Конституции РФ, переставив некоторые слова: «Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила, установленные национальным законодательством». Кто за?
Михаил Синельников