Нет религий, прощающих такое

«МН» обратились к представителям различных конфессий с просьбой поставить своих единоверцев на место пострадавшей стороны - РПЦ.

В мечети

Альбир Крганов, первый заместитель председателя Центрального духовного управления мусульман России (ЦДУМ), муфтий Москвы и Центрального региона России:

«Во-первых, я не думаю, упаси Аллах, что это могло бы случиться в мечети, доме Всевышнего. Есть высказывание пророка Мухаммеда (да благословит его Аллах и приветствует), растолковывающее то, чего нельзя делать в мечети - например, разговаривать на неблагопристойные темы, говорить: «это место для молитвы мое, а не ваше», и т.д. Если бы, упаси Всевышний, что-либо подобное выходке этих женщин произошло в мечети, то, конечно, этих людей просто бы поймали и передали правоохранительным органам. Мы живем в светском государстве и не можем применять шариатское законодательство - в любом случае решение выносит светский суд. Но существует и кара Всевышнего».
....Мечеть как здание четко поделено на мужскую и женскую половину. У женщин, посещающих мечеть, одежда должна закрывать все тело за исключением лица, кистей рук и ступней ног, не приветствуется вызывающе яркая и облегающая одежда.
Поведение в мечети вне молитвы строго не регламентировано, но существуют действия, которые шариат относит к категории «макрух тахрими» - запрещенных. Например, нельзя «в настроении танцевать под музыку», вести в мечети мирские разговоры, сидеть в мечети в некультурной позе, совершать мирские дела. Богохульство же расценивается как харам - действие, прямо запрещенное Кораном.

В тех исламских странах, где законодательство основано на шариате, наказание за богохульство довольно серьезное. Например, в мае 2012 года парламент Кувейта принял законопроект об уголовном наказании за публичную хулу на пророка Мухаммеда и ислам. Если в этом уличат мусульманина, его казнят, богохульнику-иноверцу грозит за это тюремное заключение. В декабре 2011 года суд Саудовской Аравии признал гражданина Австралии виновным в богохульстве и приговорил его к 500 ударам плетью и году лишения свободы. В Иране особо тяжкое богохульство карается повешением.

В синагоге

Юрий Каннер, председатель Российского еврейского конгресса:

«Вне того момента, когда в синагоге происходят богослужения, это такое же помещение, как все остальные. Если кто-то выступит в синагоге с какими-то номерами художественной самодеятельности, в этом нет ничего предосудительного. Достаточно закрыть ту часть, где находится свиток Торы, и можно проводить светское мероприятие. Другое дело, что женщины вряд ли могли бы попасть во время богослужения в мужскую часть синагоги. ... Думаю, что верующие никак бы не отреагировали на такой эксцесс, если он не имел место именно во время молитвы».
У христианского понятия «кощунство» есть два аналога в иудаизме. Одно из них «хилул ха-Шем» - осквернение имени Бога (то есть скорее богохульство), другое - «хилул ха-кодеш» подразумевает осквернение святыни. Сама по себе синагога не является храмом, поскольку единственный в своем роде Иерусалимский храм был разрушен еще в I веке н.э. Синагога действительно всего лишь здание или помещение, предназначенное для общественного богослужения и религиозной жизни еврейской общины. Впрочем, один из трактатов Талмуда - «Ме'ила» разъясняет, что после разрушения Иерусалимского храма понятие «кощунство» относится и к осквернению синагог, и к надругательству над святынями иудейского культа. Прежде всего к святыням относится свиток Торы (Сефер-Тора), хранящийся в той части синагоги, которая соответствует Святая Святых в Иерусалимском храме, а также священные книги и тфилин и цицит - элементы молитвенного облачения. Синагога, как и мечеть, разделяется на мужскую и женскую половину (последняя либо отделяется решеткой, либо находится на балконе или галерее), так что присутствие женщин в помещении для мужчин во время молитвы нежелательно, хотя и не является кощунством. Синагогу не принято посещать в открытых нарядах, с открытыми выше локтя руками, а от женщин требуют покрывать волосы, но отнюдь не закрывать лицо маской.

Согласно Торе, богохульство и кощунство караются побитием камнями. Впрочем, ивритское слово «карет», которым обозначается наказание за кощунство, большинство иудейских богословов трактуют как небесную кару. Согласно Талмуду, люди, признавшиеся в грехе и принявшие порку ремнем (малкот), избегают истребления. В Израиле с 1967 года действует закон об охране святых мест иудаизма и других религий - согласно нему за осквернение святых мест или нанесение им какого-либо другого ущерба полагается семилетнее тюремное заключение...."

(публикуется с сокращениями)

 


Автор
Витвицкий Алексей