'Оппонентов нет, есть враги'

Юрий Гиренко пишет:

Долго обмозговывал вопрос - куда девались идеи? Да и съехал на другой вопрос - почему умные люди скатываются в ерунду?

Велик соблазн сказать, что на нашей стороне - умные, а у противника - глупые (это любят "освободители"), либо - у нас честные, у них продажные (это любят и "освободители", и "охранители"), или - у нас хорошие, у них гады (то же самое), а то еще - у нас патриоты, у них предатели (это охранительская фишка).

Но вот посмотришь внимательнее, и что? На всякого нечистого на руку чиновника найдется лесолюбивый на-льный. На Яшина - Якеменко, на Потупчик - Собчак, на писькобунт - Ваенга... Да, конечно, для среднего болотного жителя даже М.Ю. Соколов - исчадие ада, а для меня, скажем, уже Кашин-Давыдов - это запредел м*дизма, но...

При этом я точно знаю, что Крылов и Святенков, Митина и Шмелев, Перла и Матвейчев, Троицкий и Бавырин - все люди умные, к тому же порядочные (не в смысле "рукоподаваемости", а по-человечески). Что процентное соотношение дураков с умными, подлецов с нормальными, карьеристов с подвижниками во всех политотрядах примерно одинаковое и соответствует среднему по стране.

Почему же шоры на глазах? Почему истерика? Есть, конечно, обстоятельство общего характера: "текущий момент". Мы находимся на выходе из первого пост-революционного периода, а это истеризирует "дискурс". После относительно спокойного десятилетия почва под ногами задрожала, а это нервирует. Однако это - очень общий ответ. Как насчет конкретных людей? Почему вполне разумный автор по поводу и без начинает орать "эта власть все время делает глупости"? Почему вполне вменяемый человек начинает истерить про опасность клерикализма и необходимость "раздавить гадину"? Почему нисколько не безумец призывает мочить и сажать? Почему никак не параноик принимается ловить агентов госдепа, где придется?..

Потому что СПС. Среда, Предубеждение, Самоуверенность.

Среда - это "закон огурца". Который, как известно, будучи помещенным в рассол, становится соленым, независимо от своего желания. Когда все вокруг тебя подхватывают вирус, ты тоже заражаешься. В более или менее тяжелой форме. Либо тщательно обороняешь свой иммунитет - и впадаешь в другую крайность. Саша Шмелев мне не поверит, но с ним самим случились оба варианта - сначала второй, потом первый.

Предубеждение - это понятно. Если мы заранее знаем, что "власти наши дрянь" или что "оппозиция - агент госдепа", мы всегда найдем подтверждение. При достаточном упрямстве можно найти подтверждение любой фигне, не то что довольно обоснованным тезисам. А поскольку власть нередко проявляет дрянность и меж оппозиционерами немало грантоедов... На выходе же - неспособность слышать, неспособность разговаривать, неспособность думать своим мозгом.

Самоуверенность - это опять про интеллигенцию. Образованный человек всегда склонен переоценивать себя и свои возможности, а если помножить это на миф (миф об интеллигенции, как я уже не раз подчеркивал, один из самых живучих в нашем национальном самосознании), то получается ментальный холокостЪ. Мысль, вселившаяся в голову вследствие пп. 1 и 2, становится неизгонимой. Потому что "мы же точно знаем". А значит, в голову умника даже случайно не может заглянуть сомнение, что в неприемлемых для него словах-делах есть смысл. "Я этого не понимаю = это глупость".

Вот, собственно, и ответ на вопрос: какие могут возникнуть идеи в столь затуманенных мозгах? Будь они сколько угодно напичканы знаниями, развиты и мощны? Идеологии не возникают вне диалогов. Даже ленинизм и нацизм формировались в дискуссиях - и только потом, став на ноги, прекратили чуждые дискурсы. А у нас нынче никто ничего не прекращает; просто все толкутся в своих тусовочках, не допуская даже теоретически, что о чем-то можно говорить с оппонентом...

Нет, каким оппонентом? Оппонентов нет, есть враги. "Жулики и воры", "наймиты госдепа", "нацики", "ордынцы", "либерасты", "сталинисты"...

Лень перечислять все. Особенно потому, что смысла в этих ярлыках никакого.

И желания говорить слова практически не остается.

"Свои" (если они есть) сами понимают, а остальные все равно не услышат.

(процитировано частично)


Автор
Володин Олег