Кто живет, под собою не чуя страны

Накануне выборов в Координационный Совет мы провели опрос 97 рабочих фабрики «Рот-Фронт» и 21 крестьянина из совхоза «Дубна». О выборах в КС знали 4 рабочих и ни одного крестьянина. Оппозиция не знает своего народа, и общение с ним придётся начинать с азов.

За 2,5 часа мы обратились примерно к 220-250 рабочим, хоть какие-то ответы нам дали 97 человек. Вопросы им задавались простые: слышали ли они о выборах в Координационный Совет и знают ли вообще о КС; кого из лидеров протестного движения знают; что, по их мнению, должна делать оппозиция, чтобы прийти к власти; какую идеологию должны исповедовать лидеры протеста.

Из 97 опрошенных слышали о Координационном Совете - 4 человека, из них о выборах в КС знали 3 человека. Из лидеров зимнего протеста (т.н. Оргкомитета) были упомянуты четверо: Навальный (2 ответа), Удальцов (1), Немцов (1), Собчак (1). По одному отрицательному ответу получили все четверо (т.е. знали и упоминали их в негативном свете), у Алексея Навального был также 1 положительный ответ. Т.е. знание о КС и лидерах Оргкомитета среди рабочих «Рот-Фронта» - на уровне 5%.

Ещё 5 человек записали в члены руководящего состава Оргкомитета и будущего КС лидеров системной оппозиции (мы их «поместили» в общий список ответивших на все вопросы) - 4 человека упомянули Зюганова и 1 - Жириновского.

Большинство отмечают, что будущий лидер оппозиции должен быть из народа, из простой среды. Знать тяготы и лишения своих собратьев. В прошлом такой человек не должен иметь таких компрометирующих фактов, как работа во власти и бизнес.

Отметим, что почти все рабочие, давшие хоть какие-то ответы на наши вопросы, были мужчинами старше 45 лет (и лишь две женщины). Профессиональный состав этих респондентов - квалифицированные рабочие или рабочая интеллигенция (начальник цеха, сотрудник КБ и т.п.) Молодёжь политика не интересует вовсе (ни одного респондента, согласившегося на беседу, младше 35 лет).

Примерно 80% опрошенных рабочих (80 человек из 97-ми) не пользуются интернетом либо заходят в него очень редко (не чаще 1-2 раз в месяц), будучи в гостях у родственников или по какой-либо другой оказии. Основной источник информации для них - телевизор, значительно реже - радио и газеты (его слушают и читают в основном квалифицированные рабочие или рабочая интеллигенция, примерно 10-15 человек; из газет это «Комсомольская правда» и МК, из радио - «Маяк»).

12 октября нами был проведён опрос крестьян в Дмитровском районе Московской области, жителей деревень Ольявидово, Гора и Карцево, всего 21 человек. Из них никто не знал ни о Координационном Совете, ни тем более о выборах в него; ни одной фамилии лидеров Оргкомитета они тоже не смогли произнести. Все опрошенные крестьяне - трудоспособные люди. Работу по найму в сельхозпредприятии имеют 7 человек, остальные живут подсобным хозяйством и случайными заработками.

Что значат эти результаты для оппозиции?

1.Оппозиция так и не сподобилась создать собственную социологическую службу (ни системная, ни несистемная). При этом она упоительно критикует результаты опросов трёх федеральных соцслужб (Левада, ФОМ и ВЦИОМ).

Удивило другое: ни одна из левых групп, баллотирующихся в КС, так и не сподобилась сходить к своему электорату (а левые заявляют, что это их электорат). Также - и нацисты, поскольку основные носители белых шнурков - из рабочих семей. Все кандидаты в КС сосредоточились на узком поле - либерального и аполитичного офисного электората.

2.Простой народ в основной своей массе аполитичен, но у его активной части (вероятно, 10-20%) есть запрос на социальную справедливость. Большинство кандидатов в КС игнорируют эту тему, замыкаясь в гетто «хипсторов и блогеров» и не расширяя тем самым протест.

3.Простой народ - это уставший, изломанный и бедный народ. Нужный подход к нему - это люди из его среды, «социально близкие». Очевидно, что среди кандидатов в КС таких людей почти нет, а среди тех, кто есть (в основном региональные нацисты), их электоральный уровень очень низок из-за слабого проникновения интернета в такие массы.

4.Безусловно, следующие выборы в КС преимущественно должны проходить в оффлайне, там, где и дремлет основная масса автохтонного избирателя. Да, как уже говорилось  выше, среди них протестные настроения ниже, чем среди офисного пролетариата, зато они берут количеством: даже 20% голосующих среди пролетариата, составляющего в России 25 млн. человек, - это 5 млн. человек (в 50 раз выше, чем на первых выборах в КС).

5.Но лидеры т.н. «протеста» - в первую очередь Собчак и Навальный - не дураки, и понимают, что расширение протеста в оффлайн - их политическая смерть. Простые люди не воспринимают их (особенно Собчак - народ вообще изумляется, что делает этот человек во главе протестующих), и сметут при первой же возможности. Заменив их сталинистами и частично корниловцами (национально ориенитрованные «белые»). А потому протест при нынешнем лидерстве «креативной буржуазии» обречён на гетотоизацию.


Автор
Володин Олег