Кирилл Мартынов пишет:
В 2011-12 годах на повестке дня было главное различие: противопоставление между "Россией айфона" и "Россией шансона". Предполагалось, что в то время как в последней дикие, всегда нетрезвые люди бьют жен и перерезают друг другу горло из-за пары сотен рублей, в первой активно развиваются европейские ценности: сильные свободные мужчины, имеющие свой бизнес, читают "Афишу Еда", маринуют утку по-бургундски, одновременно одним глазом последний шедевр Вуди Аллена, и тут же скармливают утку и Аллена прекрасным и эмансипированным женщинам своим.
И вот в начале 2013 года разорившийся московский ресторатор Алексей Кабанов, сооснователь "О.Г.И.", всеобщий знакомый (у меня c Кабановым 35 общих друзей на Facebook), образцовый герой "Мы-были-на-Болотной" и телеканала "Дождь", на котором работает его бывшая жена, предположительно убивает жену нынешнюю. И не только убивает, но и устраивает на этот счет многодневный моноспектакль для всего креативного класса. Спектакль под названием "Ирка не нашлась".
Я говорю "предположительно", потому что в России ни следствию, ни суду доверять, конечно, нельзя, а отсюда следует, что вопросы в любом случае останутся, какой бы ясной ни была картина случившегося. редставить себе хитроумную провокацию органов, которые без уголовного дела нашли труп, подбросили улики Кабанову, честно строчащего в этот момент в Facebook - значит и переоценивать эти органы, и наделять их какой-то совершенно запредельной, диавольской иррациональностью.
Трагифарс, который Кабанов устроил потом для своих подписчиков в Facebook, наоборот, вполне рационален в некотором специфическом смысле. Во-первых, он отвлекал внимание от квартиры, где погибла женщина: если муж ищет жену, то под кроватью у него ее искать не будут. Во-вторых, Кабанов демонстрировал поведение, естественное для своего круга общения. Он ведь ходил на митинги, постил картинки про борьбу с режимом, писал остроумные комментарии у френдов - и вот теперь нужно бить в колокола тут же, в Фейсбуке. В результате в случае с Кабановым вся эта поисковая кампания обернулась жесточайшим разочарованием публики: оказалось, что внутри уютного доброго Фейсбука, населенного любящими мужьями, на самом деле прячутся монстры. Такие честные, искренние просьбы о помощи могут обернуться не только тем, что вы пойдете по ссылке на сайт мошенников, но вашим моральным соучастием в убийстве. Оказалось, короче говоря, что Фейсбук - это просто инструмент, и посты в нем совсем не обязательно могут использоваться креативными гражданами в целях развития свободы и демократии. Можно, например, попытаться создать себе таким образом алиби.
Высокоморальные люди могут сказать, что читать все это не нужно. Но позвольте, а как бы мы иначе узнали про то, как на самом деле живет креативный класс? Что походы на митинги при этом, как и утка по-бургундски, или открытие собственного кафе - это скорее ритуал, который мы у кого-то скопировали, и делаем теперь, не особенно подумав? Что вместо высоких идеалов свободы равенства и братства нас ждут в биографиях креативных граждан бесконечные "однушки с ламинатом", безденежье, "баранина с волшебными графином", сплетни подруг, алкоголизм и простые маленькие чувства, вроде тех, что испытывает шестиклассник, впервые увидевший голую женщину.
И вот ты стоишь на площади с плакатом "Путин должен уйти", а сам отключил телефон, чтобы кредиторы не могли дозвониться, думаешь про бутылку с виски, думаешь, где бы еще занять денег, а наутро изобьешь жену. И вопрос, который тут сам собой возникает: а так ли "Россия айфона" отличается от просто России? Чувства, цели и жизни-то у нас те же самые, оказывается.
В давние времена в ЖЖ была такая шутка про русских националистов: "Я русский. - А что вы еще умеете?" Если искать какую-то мораль во всем случившемся, что трудно, то она будет такой: "Я рукопожатный и честный человек. - А что вы еще хорошего сделали?". Может быть, до особо упоротых зрителей телеканала "Дождь" дойдет наконец после Кабанова, что быть просто "очень честным" - этого еще недостаточно.
Павел Пряников пишет:
Трагедия в семье Кабановых высветила сразу несколько серьёзных социальных проблем, надвигающихся на «креативный класс» (креакл): 1)бесперспективность существования приезжих в Москве 2)свёртывание объёма интеллектуальных работ 3)отсутствие социала для креаклов-аутсайдеров.
Темой последнего дня в соцсетях стало разоблачение блогера, журналиста, сооснователя сети трактиров ПирОГИ Алексея Кабанова, а по совместительству - зверя, расчленившего свою жену и мать троих детей и одновременно для запутывания следов организовавшего волонтёрский поиск своей жертвы. Не будем говорить о подробностях этого дела, оно уже хорошо описано (здесь и здесь). Интереснее посмотреть на него с другой стороны.
Семья Кабановых считалась образцовым представителем «креативного класса» - оба занимались интеллектуальным трудом, пытались открыть своё дело (кафе для таких же креаклов), активно участвовали в белоленточном протесте, пользователи соцсетей. За фасадом этой вывески оказалась бедная, многодетная семья, ютящаяся впятером в съёмной квартире в панельных джунглях Москвы, непостоянный труд за маленькие деньги, алкоголизм и чёрствость даже в отношении собственных детей. Но если поскрести большинство креаклов, то окажется, что они существуют примерно также, как семья Кабановых.
Дело семьи Кабановых показало, в каком положении оказываются приезжие в Москве (на московском жаргоне «понаехи»). Возраст обоих стремился к 40 годам, но к этому сроку они так и не обзавелись собственной квартирой - несмотря на то, что оба занимались творческой работой (т.е. не находились в самом низу социальной пирамиды). Точнее, у Ирины Кабановой (она приехала в Москву из Донецка) была одно время квартира, но она «пришла» к ней внеэкономическим путём (скажем про это мягко). Позже эта квартира была продана, а деньги вложены в ресторанный бизнес (который прогорел).
(процитировано частично)
Станислав Яковлев пишет:
А вот "оппозиционером" Кабанова действительно называть не нужно. Это не оппозиционер. Это как раз совсем наоборот - образцовый белоленточник. "Правые - звери, левые - скоты, либерал обязан быть демшизой, а вообще не надо никакой политики, надо карнавал, хорошее настроение и гражданскую платформу, прикольных демотиваторов, лайк-репост-ретвит и троллить режим моральным авторитетом". Эталон. Хоть сейчас в музей. Ну и как тут не ебануться, действительно. [А Черску жалко очень, судя по фото, хорошая была женщина, упокой Господи].