Олег Макаренко пишет:
Население России - 143 миллиона человек. Демографическая яма, в которую мы скатились в девяностые года, успешно пройдена. Сейчас рождаемость незначительно превосходит смертность, дополнительно к ней у нас наблюдается существенный положительный миграционный поток. Таким образом, население России в настоящее время постепенно растёт.
Рождаемость и смертность
С середины 90-х по середину 2000-х годов среднегодовая естественная убыль населения - разница между числом умерших и числом родившихся - приближалась к 850 тысячам человек. С начала 2000-х годов число родившихся непрерывно растёт, а с середины 2000-х число умерших непрерывно падает.
Благодаря этому, по предварительным данным, уже в 2012 году, впервые с 1991 года, рождаемость превысит смертность и будет зафиксирован естественный прирост населения: около 5 тысяч человек.
Национальный состав рождающихся
Существует мнение, что вся рождаемость сосредоточена в республиках Северного Кавказа, в то время как русские регионы «продолжают вымирать». Статистика, однако, фиксирует естественный прирост также в Уральском и Сибирском федеральных округах, Москве, Санкт-Петербурге, части регионов Приволжского и Дальневосточного федеральных округов.
Демографическая яма
Наша оппозиция привыкла рассказывать, будто бы из России массово эмигрируют в другие страны. Дескать, все только и мечтают жить на Западе, и с каждым годом поток линяющих за рубеж только увеличивается.
На самом деле, к счастью, это не так. Все сколько-нибудь существенные волны эмиграции уже прошли.
В конце восьмидесятых и начале девяностых годов из СССР/России потянулись вереницы евреев. В начале девяностых в Германию уехало значительное число этнических немцев. Также в начале девяностых Россию покинули те, кто хотел слинять за рубеж ещё в 70-х и 80-х годах, но из-за железного занавеса не имел такой возможности.
Также слабенькая волна эмиграции прошла после кризиса 1998 года, когда многие потеряли работу или бизнес и сочли за лучшее переехать в более стабильную на тот момент страну. С тех времён количество уезжающих только сокращается.
Реальная эмиграция из России сейчас составляет всего лишь несколько десятков тысяч человек в год - уже с поправкой на все возможных статистических несоответствия. При этом поток приезжающих к нам только из Беларуси и Украины братьев-славян примерно соответствует потоку уезжающих в Западную Европу и США.
Оно и неудивительно. Согласно опросу Галлап, число желающих уехать из стран Европы (типа той же Англии) значительно больше, чем число желающих покинуть нашу благословенную Россию.
Ложь кричащих о повальной эмиграции СМИ лучше всего иллюстрирует их эпический фейл с цитированием Степашина. В беседе на «Эхе Москвы» председатель счётной палаты Сергей Степашин сказал, что из России с 1917 года уехали 1'250'000 человек. Эту цифру можно оспорить, расчёты по этому поводу существуют разные, однако сказал он именно так:
...Миллион 250 тысяч. Примерно столько ушло после 1917 года...
А либеральные СМИ процитировали его следующим образом:
Итак, согласно выкладкам главы Счётной палаты Сергея Степашина, за последние годы из России в эмиграцию уехали 1 миллион 250 тысяч человек. Это только официальная статистика. Финам.FM
И
О беспрецедентном бегстве из России конца нулевых впервые заговорил высокопоставленный чиновник. Председатель Счетной палаты Сергей Степашин еще в январе озвучил цифру - с 2008 года из страны уехало 1,25 миллиона человек экономически активного населения. Новая Газета.
Более подробный разбор этого конфуза можно найти в блоге Николая Старикова.
Стимуляция рождаемости
Рождаемость сейчас снижается по всему миру. Причин этому несколько, одна из главных - доступность средств контрацепции, благодаря которой резко снижается количество «залётов». Минимальным для простого воспроизводства в промышленно развитых странах является коэффициент 2,06-2,09, в зависимости от уровня смертности, и в настоящий момент только в Израиле и Новой Зеландии суммарный коэффициент рождаемости превышает минимально необходимый для простого естественного воспроизводства населения.
Рождаемость в развивающихся и в недоразвитых странах также снижается. Китай, например, почти остановил свой рост и потихоньку начал сворачивать программу «одна семья - один ребёнок». Пока не сбавляют темпов прироста населения индусы, но и они, надо полагать, с ростом благосостояния замедлятся.
Таким образом, «материнский капитал» и прочие программы материальной поддержки молодых родителей вряд ли приведут к сколько-нибудь значительному увеличению уровня рождаемости. Тем не менее, эти программы позволят родителям легче справиться с неизбежными финансовыми трудностями и уделить больше сил заботе о ребёнке.