Дмитрий Лысков пишет:
Какой там Кипр, когда в России плач индивидуальных предпринимателей достиг Кремля! Их ходоки, в лице омбудсмена по бизнесу Бориса Титова, дошли до президента и пожаловались: душат социальные выплаты в 36 тысяч рублей, помираем, уходим в тень. А о глубинке кто-нибудь подумал? Ведь частник ее кормит и поит, несет цивилизацию, создает рабочие места. Одним словом, Россия в опасности, Владимир Владимирович!
Путин обещал разобраться. Уж больно взволнованным выглядел Титов, и больно апокалиптичной представлялась нарисованная им картина. Шутка ли - 317 тысяч 300 человек аннулировали регистрацию в результате повышения социальных выплат для индивидуальных предпринимателей.
Надо понимать, бизнес-омбудсмен тщательно готовился к встрече с президентом. Ведь еще 25 марта на совместном заседании общественной организации "ОПОРА России" и Общероссийского народного фронта звучали совсем другие цифры: "По данным ФНС за декабрь 2012, январь и февраль 2013 года количество ИП сократилось на 293 тыс."
Выводы на заседании ОПОРЫ и ОНФ были сделаны следующие: ввести мораторий на действующие с 2013 года социальные выплаты, разработать новую программу, которая учитывала бы интересы предпринимателей, особенно в сельских районах. Где, как уже упоминалось, предприниматель - основа общества, кормилец и создатель рабочих мест.
И, как бы ставя окончательную точку в вопросе, 26 марта глава "ОПОРЫ России" Александр Бречалов огласил страшный прогноз: до конца 2013 года в России из-за двукратного увеличения социальных выплат снимутся с регистрации около 600 тысяч индивидуальных предпринимателей.
А теперь давайте разбираться. Действительно, в 2013 году размер фиксированных страховых взносов для индивидуальных предпринимателей был повышен. Против существовавшей ранее ставки в 17 тысяч рублей теперь в Пенсионный фонд нужно будет уплатить 32 479 руб. 20 коп., в Фонд обязательного медицинского страхования - 3 185,46 руб. Итого - 35 665 руб.
Бывало ли подобное ранее? Да, и неоднократно. В 2009 году ставка социальных выплат составляла 7,3 тысячи рублей, а в 2010 она была увеличена до 12 тысяч - почти вдвое. А к 2012 году выплаты достигли, как уже упоминалось, 17,2 тысяч рублей. Оказывал ли этот рост какое-нибудь влияние на численность индивидуальных предпринимателей в стране? Разве что самое косвенное. Число ИП в 2009 году в России составляло, по данным ФНС, 3 млн. 837 тысяч, на середину 10-го года - 4 млн. 037 тысяч, на середину 11-го - 4 млн. 066 тысяч, на середину 12-го - 4 млн. 111 тысяч. То есть все эти годы показатель колебался на отметке в 4 млн., показывая некоторый, впрочем, все замедляющийся рост.
О чем может говорить такая динамика? Можно трактовать ее как реакцию рынка на увеличивающуюся нагрузку по социальным платежам. А можно поставить вопрос о границах емкости рынка. Все же число индивидуальных предпринимателей не может расти в бесконечность.
Любопытно, кстати, что тщательное изучение статистики ФНС позволяет выявить сезонные колебания числа ИП в России - снижение зимой-весной и увеличение летом-осенью. Так, например, на рубеже 2010-2011 годов число ИП сократилось на 65 тысяч. Зимние сокращения видны на всем периоде, по которому существует общедоступная статистика - 2009-2010 годы, 2010-2011, 2011-2012. Связаны они, скорее всего, с подведением итогов работы за год и решением приостановить деятельность.
Теперь разберемся, насколько неподъемными являются социальные платежи для малого бизнеса и могут ли они играть принципиальную роль как в замедлении темпов роста числа ИП в России, так и в снижении на 300 тысяч числа зарегистрированных предпринимателей на рубеже 2012-2013 годов.
Есть ряд мелочей, на которые не обращают внимания и которые не акцентируют в СМИ. Дело в том, что в случае с социальными выплатами, а точнее, с выплатами в Пенсионный фонд и Фонд медицинского страхования (а предприниматели, как мы понимаем, лечатся и имеют право на пенсию) речь идет о выплатах ЕЖЕГОДНЫХ. То есть 35 665 руб. это сумма, которую в год должны будут заплатить ИП в указанные фонды. По 2 972 рубля в месяц.
А ранее индивидуальные предприниматели платили в фонды: 600 рублей в 2009-м, 1 тысячу рублей в 2010-м, 1,4 тыс. руб. в 2012 году - фиксированно, вне зависимости от оборота и прибыли. Неподъемные платежи?
Для примера, за наемного работника с зарплатой в 30 тысяч рублей предприятие по ставке в 22 процента отчисляет в ПФР 6600 рублей. И даже не будем говорить, что эти деньги предприятие, так или иначе, скорее всего компенсирует или за счет работника, или за счет потребителя.
Так давайте будем объективны: ИП и раньше находились в зоне исключительного благоприятствования, находятся в ней и сейчас, после очередного повышения. При том, что пользуются теми же благами, что и простые работники. Просто платят они в разы меньше. И хотите провокационный вопрос? За чей счет покрывается разница? Ведь пенсии престарелым родственникам и индивидуальных предпринимателей, и наемных работников начисляются по одному и тому же принципу.
Следующий нюанс, остающийся вообще вне сферы внимания обсуждающих проблему социальных выплат СМИ. Индивидуальный предприниматель, в отличие от наемного работника, пользуется правом налогового вычета на сумму, уплаченную в виде взноса в ПФР. То есть эти деньги ему возвращаются. Вам все еще кажется, что ИП в нашей стране - самая экономически задушенная категория занятого населения?
Если предположить, что сумма в 2972 рубля в месяц, значительная часть из которой вернется в виде налогового вычета, является для ИП определяющей, пороговой, неподъемной (и от этого люди бегут из бизнеса), то каков же оборот у указанного ИП? Много ли рабочих мест он создает в глубинке? Многих ли кормит-одевает? О чем вообще разговор, от чего страна в опасности?
Можно понять индивидуальных предпринимателей, выдвигающих требование: оставьте нас в покое, просто дайте работать. Но ведь требования звучат совершенно иные, и фразу "Не дадим задушить малый бизнес!" нужно понимать как "Нам мало льгот, дайте еще!".
Совершенно непонятно, почему государство должно идти на помощь индивидуальному предприятию, не способному даже на социальные выплаты в 3 тысячи рублей. Ведь такое предприятие просто неэффективно! Защитники, опомнитесь, вы требуется активной поддержки государства для неэффективных ЧАСТНЫХ предприятий, а фактически - чтобы его проблемы были переложены на простого работника.
Не с ног ли на голову поставлена система, при которой сотрудник на зарплате обеспечивает преференции частному предпринимателю, к тому же потенциально неэффективному, а последний требует - "еще"?
И последний вопрос: а должны ли мы горевать о сокращении на 300 тысяч таких предпринимателей? Разве они, как непрерывно заявляется, двигатель экономики?
Должны? Потому что в глубинке, сельских регионах, малых городах просто нет рабочих мест и местному населению некуда податься, кроме как в самозанятость? Тогда у нас с риторикой что-то неладно. Не о том говорим. Не о двигателе капиталистического прогресса нужно вести речь и не об основе рыночного общества, а о скрытой форме безработицы.
Тогда хоть нужда в господдержке этих малых предприятий становится понятна.