Ответ советского человека антисоветчикам

Советский_человек пишет:

Я мог бы написать этот текст давно, пожалуй, начиная с 90-х. Мое отношение к окружающей действительности, которое кратко можно выразить крылатой фразой Верещагина из фильма «Белое солнце пустыни» . Однако тогда меня бы не послушал никто, кроме уважаемых пожилых людей, нашего нищего старшего поколения. Сегодня, возможно, отношение к тому, что я собираюсь сказать, будет другое. Не все со мной согласятся, многие будут спорить, однако кто-то, может быть, и задумается. И, что важнее, попытается понять.

События последнего времени, к которым мы шли, начиная с конца 80-х и кульминацией которых на наших глазах становится текущий кризис, - неизбежно вызовет переосмысление и, очень надеюсь, отрезвление и избавит многих от иллюзий по поводу капиталистического общества. Многим, особенно молодежи, уже не с чем сравнивать. Они не знали ничего другого, а стариков они просто не воспринимают как оппонентов. Я еще не старик. Меня могут послушать. Я один из «последних могикан» уходящего века, представитель последнего поколения советских людей, носитель уникального опыта. Я был и остаюсь советским человеком. Когда-нибудь мои внуки будут просить меня: «Дедушка, расскажи про Советский Союз». Но я не желаю ждать так долго и начну сейчас.

Я родился в 1972 году, в так называемую эпоху «застоя». Я советский человек и горжусь этим. Весь мой текст - ответ на вопрос «почему».

Во-первых, советским человеком я стал по рождению, как и мои родители, поскольку страна, в которой мы родились и жили, называлась Советский Союз и люди, которые в ней рождались и росли, тоже были советскими. По крайней мере, до тех пор, пока по каким-то причинам некоторые, коих было маргинальное меньшинство, осознанно кого-то из них были на то свои веские причины. Некоторые сильно пострадали за свои убеждения и достойны уважения. Я знаю и уважаю диссидентов, сидевших в СССР за торжество демократии Советов в истинно марксистско-ленинском смысле этого понятия. Они, кстати, себя антисоветчиками не называют.

Однако в детстве и юности таких в моем окружении не наблюдалось, опыта общения с «антисоветчиками» в быту не было. Они были частью непонятного параллельного мира, о котором можно было услышать по трескучим «вражьим» голосам на частотах УКВ. Впрочем, в моих советских детстве и отрочестве были дела поинтереснее, чем слушать радиоголоса. Мы бегали во дворе до поздней ночи, ничего не боясь, нас не разделяли материальные и сословные различия наших родителей, мы дружили, учились, занимались спортом в бесплатных секциях и без страха смотрели в будущее. Может быть, мы мало тогда знали о жизни взрослых, особенно об изнанке этой жизни в советском обществе, однако воспоминания о советском детстве у меня остались самые положительные. Всё лучшее детям - это лозунг тех времен. А вот проблемы детского алкоголизма и наркомании тогда не было.

Но я начал говорить о гордости. Я искренне гордился, что живу в Советском Союзе, первом в мире государстве, в котором человек имел право (не потенциальную возможность, а конституционное право) на труд, жилье, бесплатное медицинское обслуживание и высшее образование. Я гордился гражданством страны, ценою страшных жертв победившей в Великой Отечественной войне. Кстати, о войне я знал не только из учебников и телефильмов: о ней мне рассказывал мой дед-фронтовик, каждую весну достававший китель со своими боевыми наградами, чтобы пойти возложить цветы к памятнику своим павшим товарищам. И да, слово «товарищ» мне и сейчас гораздо милее слова «господин», так как моему советскому воспитанию равно претят как идея господства над человеком, так и подчинения человеку. Помните у Стругацких: для свободы мало не хотеть быть рабом, нужно не желать быть господином.

Оглядываясь на прошлое, я не могу увидеть там ничего, что внушило бы мне ненависть к моей Советской Родине. Сожаление, может быть, досаду иногда, но ненависть - нет. Кто-то скажет, что это - из-за склонности идеализировать воспоминания детства. Возможно. И все же, все же... Не думаю, что тысячи беспризорных детей «свободной» «постперестроечной» России, испытавшие «прелести» общества потребления, смогут когда-нибудь с благодарностью и теплотой вспомнить о своем детстве. Тогда, в 80-е, мы, советские школьники, видели детей-бомжей только на экране, в фильмах «Генералы песчаных карьеров» и очень их, бедных, жалели... Сегодня - это часть повседневного пейзажа любого мегаполиса. А тема тысяч и тысяч взрослых, за эти годы потерявших всё, включая человеческий облик и саму жизнь, заслуживает отдельного разговора.

Мои родители всю жизнь работали и за свою трудовую жизнь несколько раз получали необходимую жилплощадь - начиная от комнаты в общежитии до квартиры, где я родился (квартплата за которую была столь символической, что ее влиянием на семейный бюджет можно было пренебречь). Сегодня многие работники АвтоВАЗа, у которых коммунальные платежи автоматически удерживаются из заработной платы, увидят в своих расчетных листках цифры со знаком «минус»... А накопить на собственное жилье сегодня по силам не более 5 % «не советских» соотечественников.

Скажу честно: жить в Советском Союзе мне, советскому ребенку, было комфортно и спокойно. Уверен, что не мне одному. Не думаю, что лично я или моя семья получили в результате «реформ» что-то, чего бы у нас не было еще тогда. Несмотря на нынешнюю «свободу путешествий», мои родители так и не поехали отдыхать за границу и ничуть не переживают по этому поводу. Активный отдых на собственном садовом участке или в санатории так и остался для них ближе и роднее. В семейном альбоме моих родителей много фотографий из различных уголков Союза - такие путешествия были вполне по карману советской семье. Я был пару раз за границей, в этом году выбрался на неделю в Турцию, но теперь (особенно в кризис) эта свобода для миллионов россиян так и остается чисто теоретической.

Когда во втором или третьем классе у меня стремительно начало ухудшаться зрение, отец повез меня в Москву в институт глазных болезней имени Гельмгольца, где советские врачи сделали мне бесплатную операцию и спасли зрение. Сегодня врачи жалуются, что люди не хотят лечиться. Да люди просто не могут себе позволить следить за здоровьем. А как же свобода, а демократия? - предвижу, воскликнут «антисоветчики». Да, наверное, сейчас есть свобода, если под этим понимается возможность увидеть по телевизору голую попу или послушать знакомых политических персонажей и покритиковать руководство страны на страницах газет... У нас было всего два канала ТВ. Зато не было рекламы, совсем. Ну, разве «Летайте самолетами Аэрофлота»...

Теперь всё по-другому. Мы потребляем, если есть на что, имеем по 30 телеканалов, не считая спутникового ТВ и интернета. Но стали ли мы от этого свободнее? И что толку в критике, если нет реального механизма ответственности власти перед обществом? Многопартийная политическая система так и не стала реальностью... А вот ничего более демократичного, чем советы Петроградских рабочих февраля 1917 года, истории не известно. Именно советы, давшие название моей стране, разбудившие в свое время энергию масс, ох как не помешали бы сегодня, чтобы встряхнуть и заставить шевелиться чиновников и олигархов, которых когда-то привели к власти и на которых теперь так любят жаловаться «антисоветчики».

Им, антисоветчикам по профессии и, что реже, по убеждениям, хочу сказать несколько слов в заключение. Повторюсь, я советский человек и горжусь этим. Советским людям, в отличие от «дорогих россиян» и вас, господа, было чем гордиться. Я вообще не очень понимаю, чем может гордиться постсоветское поколение и особенно борцы с советским строем. А ведь без этого чувства жить нормальному человеку трудно, хотя вы, наверное, со мной не согласитесь. У советских людей (в общем и целом живших небогато) была хотя бы гордость за балет, БАМ, перекрытый Енисей, Гагарина в космосе.

Ах, да, теперь вы можете печатать свои едкие опусы в газетах и на интернет-ресурсах, которые сами же читаете. Это, конечно, стоило того, чтобы бросить на кон жизни поколений до вас и миллионов после... Они, советские люди, шли под пули, недоедали и тяжело трудились всю свою жизнь, чтобы мы жили лучше. И умирать они шли не за абстрактную Русь, а именно за Советскую Родину, на что, по-видимому, имели свои веские причины. Нет, что бы ни говорили господа «антисоветчики» по профессии или по призванию, а «советский человек» для меня звучит гордо. В их ненависти есть что-то ущербное. Не будь его, советского, не было бы и «антисоветчиков», они остались бы без работы и вымерли... Сами по себе они - ничто, они даже утверждаются через советское, при помощи приставки «анти». По мне, туда им и дорога. Презрение и ненависть потомков - это о них, ради торжества бардака разрушивших Советский Союз, страну нашего счастливого детства, утопию, время которой еще вернется, но уже без них.


Автор
Володин Олег