Кто радуется русскому горю?

Андрей Каменецкий пишет:

Мировая пресса с настораживающим энтузиазмом взялась считать достижения России. Почему именно её - понятно. Возникла возможность поставить поверх череды успехов большое чёрное пятно. Двойной теракт в Волгограде.

Вне контекста сведения счетов с Владимиром Путиным за пережитые унижения волгоградскую трагедию, кажется, не рассмотрел вообще никто. Какие там русские! Что там за жертвы! Главное, что всё-таки под конец года Акела промахнулся. Просто удивительно, какой подъём духа может вызвать один крупный теракт. Теоретики всех калибров от диванных до салонных ожили и выползли на свет, чтобы порассуждать о том, «какими хрупкими оказались декорации к спектаклю о русском чуде».

Какое издание ни возьми, разговоры ведутся вокруг трёх тем.

Первая - наконец-то русских кто-то ткнул мордой в грязь, а то слишком уж хорошо шли.

«Возвращение большого террора в Россию пачкает год, который во всём остальном сложился блестяще в пользу «человека года» Путина. Он перехитрил США в Сирии, подкупил Украину, чтобы оттолкнуть её от ЕС, превратил себя в глазах многих из первостатейного нарушителя прав человека в упорного защитника активиста Сноудена, выпустил из тюрем политических заключённых, которых более не рассматривает как угрозу своему правлению, и в целом привёл Россию к позиции геополитического влияния, которую она не занимала со времени коллапса СССР» - перечисляют американцы в The Daily Beast (аудитория - 15 млн).

«Путин унизил США, предоставив убежище информатору и бывшему сотруднику американских спецслужб Эдварду Сноудену, предложил решение сирийского вопроса, предотвратив казавшийся неотвратимым американский военный удар по Сирии, обхитрил ЕС в борьбе за Украину, удивил мир помилованием своего старого врага Михаила Ходорковского и амнистией активистов Greenpeace и Pussy Riot. Однако год триумфа завершён, и над Путиным уже начали сгущаться тёмные тучи» - прорицает швейцарский Tagesanzeiger.

Вторая тема - уже ставшее классикой камлание по поводу жёсткой внутренней политики диктатора Влада Путина, которая хоть и неэффективна, и террористов не останавливает, зато удерживает его на троне, а теперь он получил повод ещё сильнее придушить свободу слова и т.д. и т.п. Кстати, благодаря повальному использованию демоспика любые антитеррористические меры, вроде «массовых задержаний и обысков» в Волгограде, воспринимаются читателями как чуть ли не карательная акция устрашения по отношению к жителям города. Это они, а не взрывы омрачили праздники.

«Громадные меры по обеспечению безопасности приняты для защиты Сочи от атак». (Здесь вступает Имперский марш из Звёздных войн) «Они включают в себя технологию по отслеживанию интернета вроде американской «PRISM», только ещё мощнее, словно накаченную стероидами, а ещё беспилотные ЛА, роботов-разведчиков и легионы разведывательного и полицейского персонала» - The Daily Beast. Всё это ставится в упрёк Владу Путину - ведь он наверняка воспользуется ситуацией в своих диктаторских интересах, ну а террористы всё равно просочатся на Игры благодаря повальной коррупции в рядах полиции и разведки.

«На фоне побочных явлений продолжающейся войны США с террором вроде АНБ и Гуантанамо западные страны не смогут упрекнуть Путина в нарушении полномочий» - сокрушённо констатирует Berliner Zeitung.

«Путин, который хотел превратить Сочи в витрину своего могущества, получил настоящий вызов. Очевидно, что безудержные репрессии не решают проблему, но Путин, похоже, не готов искать другой путь» - подхватывает El Pais.

Кстати, уже долетают первые сообщения о репрессиях. От нас тут скрывают, а западный мир знает правду. Активистку Ольгу Носковец (не спрашивайте, кто это) заставили написать целое заявление в полицию о том, что «во время проведения Олимпийских Игр она обязуется выражать свою гражданскую позицию исключительно законными методами». Общественность негодует.

Третья тема - предвкушение. У Ахилла нашлось уязвимое место, и теперь многие ждут повторных ударов в ту же точку. России припомнили, что с обещания президента замочить террористов в сортире прошло 14 лет, а воз и ныне там - эта их Россия «по-прежнему уязвима перед террором» (формулировка интересная. Про разницу во времени между 11 сентября и подрывом марафона в Бостоне не вспомнил ни один).

Зато о Доку Умарове написал каждый второй, подчеркнув, что взрывы в Волгограде были явно призваны «привлечь внимание мировой общественности к судьбе чеченского народа» и совершены в русле призывов Умарова сорвать Олимпиаду, распространённого через интернет прошлым летом. Эксперты в голос предупреждают, что атаки могут оказаться прелюдией к целой кампании террора со стороны его последователей.

Особенно смакует эту тему The Times, где аж в двух колонках обсуждаются даже не будущие теракты, которые непременно произойдут, а то, что последует за ними - будущие облавы, гонения и повальные репрессии кавказцев, не желающих ассимилироваться. «Путин инстинктивно потребует мести за Волгоград, но только местью невозможно решить чеченскую проблему», пишут британцы. «Его ответом станут вооружённые облавы на убежища боевиков, и почти наверняка ужесточатся облавы на общины на Кавказе, особенно в Дагестане - и полиция с военными не будут слишком разборчивы в том, в кого целиться. Месть Путина станет блюдом, которое подадут холодным и жёстким». Тот факт, что среди исполнителей терактов уже давно не было видно этнических чеченцев, авторов не заинтересовал.

В ту же сторону ведёт разговор El Mundo: «Ответ на теракты всегда одинаков: охота на кавказцев, налёты на официальные или частные мечети по всей стране, ограничение свобод и ужесточение мер безопасности, более или менее эффективных».

Короче говоря, нам пророчат рост количества терактов и волну ответного террора со стороны государства с очевидной перспективой выхода на новый виток насилия.

Это далеко не всеобъемлющая точка зрения, но уже практически не найти новостной ленты, где она не была бы представлена в комментариях. Да, её осмеивают, но раньше не было и следа подобной позиции. Как бы наивно ни выглядели в России откровения Сноудена о тотальной слежке Америки за всеми и вся, у себя дома он произвёл значительный эффект.

В целом - если теракт в Волгограде и дал что-то авторам этих заметок, так это надежду. Внезапную и потому сильную надежду на то, что русскому медведю, который так внезапно и страшно попёр на приличных людей в тот момент, когда они уже поделили его шкуру, которого в лоб оказалось невозможно остановить - в последний момент кто-нибудь, неважно кто, всё же сунет ножик в спину.

Есть мнение, что зря надеются.

(процитировано частично)


Автор
Володин Олег