Дарья Дерябина пишет в Facebook:
Сегодня снова пятиминутка ярости. Люди выскакивают буквально из трусов по поводу цены на природный газ для Украины: так нельзя, братья, а мы, а они, и вообще - почему им большие по пять, а остальным маленькие, но по три, да мы не тырим, это все москали, надо отключить всю Россию и не брать у нее газ, тогда будет плакать и жрать говно.
А я бы на месте "Газпрома" отключила бы их самих нафик, вот прям с понедельника проснулась, взялась за вентиль и хрен вам всем, пока не приползете на коленях как побитые шлюхи. Но вот беда - контракты, обязательства и вообще. Вот, кстати, про обязательства и контракты. Почему, когда я прихожу в магазин и вижу булку за тридцать рублей, я иду на кассу и плачу там тридцать рублей, а не начинаю завывать про братство и про то, что у меня с собой пять рублей, могу ими оплатить тридцатирублевую булку?
Почему, когда Еврокомиссия давит на важные для нас страны при строительстве "Южного потока" и заставляет их отказаться от реализации проекта - это демократия? Почему, когда Украина заявляет, что заплатит за газ, исходя "из удобной для нее цены" - это демократия? Запугивать Сербию и Болгарию санкциями - это хваленая европейская демократия? Внаглую тырить собственность другой страны - это тоже она, родимая? Давайте называть вещи своими именами, дорогие.
Когда строился "Северный поток", Европарламент всячески лоббировал идею строительства своего газопровода. Ну и мы все знаем, чем это закончилось. Теперь на колу мочало, начинаем все сначала. Только сейчас, когда стало очевидно, что бабла у Европы на такой проект нет, а газ для такого проекта еще и дополнительно нужно где-то найти, в ход пошел шантаж.
Ок. Годится. Тогда почему энергетическую политику нашей страны называют шантажом, если это самая что ни на есть демократия с прекрасным капиталистическим лицом. Почему же сразу шантаж? Почему за булку мы платим установленную в магазине цену, а за газ, "исходя из удобной цены"? А уж когда прошел слушок, что цены на газ и для самой Европы будут пересмотрены, то и "Южный поток" - говно, и Россия во всем виновата.
Ничего личного. Только факты. Я, может, ничего не знаю про рынок ценообразования США и про геометрию с интегралами, но я прекрасно знаю, что в Европе ценообразование идет следующим образом. Как это не прискорбно для всяких Даль и Арсениев с Петрами, но на сегодняшний день основной механизм - это определение контрактной цены на базе стоимости замещения газа в конечном потреблении и привязка ее к ценам на альтернативные энергоносители - мазут и дизельное топливо. Экономическая теория подсказывает нам, что справедливая цена (та самая) находится ровно на стыке спроса и предложения. Но газ - это не булка, конечно. Испечь триллион булок - не проблема. Извлечь триллион кубометров - это уже серьезное дельце. Таким образом, продавая газ по так называемой справедливой цене, производитель не извлекает для себя прибыли, за исключением ренты Рикардо - чувак, кстати, очень умный был в отличие от Порошенко, Турчинова, Яценюка и всей Еврокомиссии. Но если же спрос превышает предложение, то продавец какбе может и по сто рублей булку продавать. Неужели я что-то проспала, и теперь в Европе спрос на энергоносители даже на полшышечки не превышает предложение?
Ну и Еврокомиссии прежде чем блокировать реализацию для нее же важного проекта, стоит окунуться в историю: почитать резолюцию Генеральной Ассамблеи ООН № 1803 от 1962 года и статью 18 Договора к Энергетической Хартии 1994 года. Там все самое прекрасное для европейцев написано - про энергетический государственный суверенитет, например. И про то, что государство-производитель имеет право не только извлекать максимальную экономическую выгоду, разумеется с поправкой на конкуренцию с альтернативными энергоносителями, но и право самостоятельно решать, как использовать ресурсную ренту.
Поэтому я не понимаю, почему Украина и Европа возмущаются, что им по пять, а Белоруссии, например, - по три. Слушайте, ну Европе вот по пять, а друзьям и братанам вообще можем за бартер, если захотим - как Ирану. Но Украина це Европа, поэтому какбе без обид. Контракт, бизнес и демократия превыше всего, не правда ли?