Aftenposten сообщает:
Среди европейских стран-участниц НАТО и государств ЕС начинают проявляться противоречия и это особенно отмечают в Соединенных Штатах. Стало ясно, что президент США Барак Обама не получит общего фронта, о котором он говорит.
Премьер-министр Венгрии Виктор Урбан указывает на путинскую Россию как на политическую модель. Премьер-министр Словакии Роберт Фицо четко высказался против размещения войск НАТО в стране. Он сравнил это с российским вторжением в Чехословакию в 1968 г.!
Министр обороны Чехии Мартин Стропницкий выступил с подобными заявлениями. Эти страны уже сыграли роль своего рода «тормозных колодок» в спорах вокруг санкций ЕС и способствовали увеличению дистанции между США и Европой в вопросах, касающихся отношений с Россией. Но они всё же присоединились к последним широкомасштабным санкциям.
Новый премьер-министр Польши Ева Koпач в парламенте страны предупредила о нереальности поставленных целей в конфликте на Украине. А ведь Польша лидировала в кампании по увеличению давления на Россию.
Американские обозреватели-международники, такие, как Эндрю Рот из газеты Washington Post, отмечают, что некоторые страны бывшего коммунистического блока, которые во времена президентства Буша являлись ярыми сторонниками США, теперь, кажется, занимают более сдержанную позицию.
Многие полагают, что в основе этого лежит опасение, связанное с тем, что нельзя полностью надеяться на НАТО и США, когда речь идет о конфронтации с Россией. В этой связи представляется важным, что новый генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг свой первый визит в новой должности нанес в восточные страны-члены альянса.
Также стало заметно, что во время этого визита Столтенберг поубавил антироссийскую риторику. На своей первой пресс-конференции он не исключил возможности проведения новой встречи на уровне министров иностранных дел в Совете Россия-НАТО.
Является это только различием в стиле по сравнению с предшественником А. Фогом Расмуссеном или это проявление смягчения позиции? Норвегия присоединилась к санкциям ЕС против России после аннексии полуострова Крым. Это нанесло урон норвежскому нефтегазовому бизнесу и нашему экспорту рыбы. Обе эти отрасли важны для развития на Севере.
В новом государственном бюджете правительство пишет об отношениях с Россией следующее: «Мы хотим поддерживать уже имеющиеся хорошие контакты между нашими двумя народами и далее развивать двусторонние связи. Будет продолжено сотрудничество в областях ответственного управления ресурсами, защиты окружающей среды, рыболовства, культуры, образования и науки».
Всё это как-то не похоже на стратегию продолжения санкций.