Галина Иванкина пишет в "Завтра":
Это мне - снобу старосоветской закваски не нужен берег турецкий, а также все эти танцы-шманцы под горячим османским полумесяцем. Но разве мы - снобы, с нашей питерской грустинкой (неважно, откуда мы - правильная грустинка всё равно питерская) да лондонским сплином (и пледом от Burberry), погоду делаем?!
Нет, товарищи! Всё сложнее и гуще...
Некоторое время назад у менеджера Наташи пропал смысл жизни: международная обстановка и прочие геополитические пертурбации (в коих Наташа никогда не разбиралась) спутали все её курортные планы.
Ни тебе страстного Египта, ни тебе зазывных турецких пляжей! Сиди, Натуся, на шести сотках - расти корнеплод, обихаживай капусту, лузгай подсолнушки. Дверца в экзотичную жизнь, пахнущую пряными пойлами да кальянным дымом, оказалась накрепко заколочена.
У менеджера Наташи - работа нудно-рутинная, разве что удаётся посидеть на Фейсбуке и в Одноклассниках, хлебнуть чайку с обсыпными пончиками, завести интрижку с женатиком из соседней конторы - он тоже менеджер по распродажам/перепродажам: ему тоже скучно. Как и Наташе.
Как и Оле со Светкой из отдела по закупкам. Быт - заел. Муж - бросил. Сын - троечник. Соседи - алкаши. Кредит - не выплачен.
А жить-то хочется! Хотя бы два раза в год, когда появляется сладкая возможность ухнуть все свои капитальцы да пронестись раскованной вакханкой по анатолийской Ривьере.
В книжках с яркими обложками и в бесконечных сериалах - всё слаженно: герои хороши собой, богаты и хлопают дверцами запредельных авто.
Реальность - куда как сложнее.
Наташа - фемина в последнем приступе молодости: ей под сорок. Сетует, что современные кавалеры предпочитают юных и звеняще-костлявых, а её - корпулентную, обабившуюся Наташу брюзгливо игнорируют.
(Офисные флирты на корпоративных пьянках «большой любовью» не считаются)
В гламурном чтиве же ясно прописано: для телесной гармонии и тотального счастья женщине требуется беспрестанное «половое разнообразие». Менеджеру Наташе неведом тот факт, что все эти советы раздают злобно-ироничные акулы пера, презирающие свою второсортную аудиторию. Поэтому она истово доверяет «глянцу».
Поездка в южные пределы считалась для неё не только отдушиной и перерывом в скучной череде недель - это был временный пропуск в Мечту. В её простую, как любимый салатик «Оливье», но живописную грёзу о красивой сказке.
Это здесь она - маловыразительная и банальная тётка, а там она - шахиня из «1001 ночи»! За этим и катается. Поплескаться в тёплой воде да покушать фруктов можно и в других точках планеты, а здесь - недорого, сочно, густо и насыщенно!
Можно хоть немного побыть собой - заливчато поорать песни, потрясти телесами в самбе-румбе, и, разумеется, завести необременительный, но запоминающийся роман со смуглым аборигеном. Но туда ведь ездили не только скучающие бабищи, укатанные сериально-глянцевым мировоззрением.
Там и мужчинки плясали, пили, дрались, казали крутой норов и зычно ревели: «Я вам-чертяками покажу, кто здесь хозяин!». Всевозможные Коляны - Толяны, полагающие, что им можно всё - даже резать диваны, крушить столы и устраивать оргии с киданием еды, предметов и людей в отельный бассейн.
На ТВ есть такая хамовато-стёбная передача «Наша Russia», авторы которой высмеивают нравы современных обывателей. Причём, создаётся впечатление, что нет у нас никаких свершений, дерзаний, смыслов и наук. Сплошные «коррумпированные» учительницы; озабоченные переростки/недоноски; чумазые мужики, разговаривающие с телевизором и, разумеется, безумный ГАИшник, не рвущий взяток.
Один из сюжетов программы традиционно посвящён «нашим пацанам в Турции» или, как там сие обозначено: пацанам из Нижнего Тагила. Поскольку «Наша Russia» знаменита и востребована во всех слоях общества, то и слово «Тагил» уже стало означать специфический тип личности и манеру поведения.
Замечу, что в советские времена сия точка на карте символизировала индустриальную мощь и культурное развитие региона... Однако же проницательные и ушлые создатели «Раши» уловили главное - они обозначили болевую точку.
...Меня всегда очень раздражала тема под названием «русские в Турции», ибо в этих направлениях колесили (и куролесили) особые социальные типы.
Напомню также - «русскими» там называют едва ли не всех жителей бывшего СССР. В этой связи вспоминается немецкая документальная зарисовка о пьяных, похотливых, нахальных russisch-ах, подавляющее большинство которых прибыло с территории... Украины. Но для запуганного пруссака оно едино - Воронеж или Гайворон.
Впрочем, наших соотечественников, ездивших на «берег турецкий», дабы расслабиться всё равно было много. И все эти эстрадные шуточки, что к трезвым и воспитанным русским в Турции обращаются по-немецки, - оскорбительны и совершенно не смешны. Но зал - регочет да закатывается!
(Зал - это ражие краснолицые тетёхи в обтягивающих кофточках молодёжных расцветок да их немногочисленные кавалеры, для коих даже шоу современного недо-юмора - уже культурное мероприятие)
Итак, причина тривиальна: на этих концертах сидят именно те, кто ездил выплясывать в семейных трусах посреди олл-инклюзива. Русские в Венеции или, например, в районе старинного города Каркассон - совершенно иные. И в Крыму - тоже.
Но Крым неинтересен менеджеру Наташе - она вообще не поняла-не въехала, зачем его подсоединяли. Её резоны обозначены в модных журнальчиках, в блогах да в турецком сериале «Великолепный век», где много пылкой любви и жестоких интриг.
Дешёвка - в трендах. Она - легка, нажориста, понятна. Как мотивчик «Ах, какая женщина, кака-а-аааая женщина-а-а-а... Мне бы такуууую».
Менеджер Наташа любит спеть это в караоке, а потом - ринуться в пляс под «Хо-ро-шо! Всё будет хорошо! Ох, чувствую я, девки, загуляю!»
А ещё дешёвка хорошо продаётся-реализуется и проста в эксплуатации. Как известно, падать, катиться под горку - сподручнее. Карабкаться - тяжело. И главное - немодно. Точнее - без этого можно.
Да-да!
Уже даже и не в турецких пляжах дело - за эти годы у нас воспиталось и научилось громко хрюкать целое поголовье примитивных особей.
Безусловно, сие бытовало всегда, однако, именно теперь они получили доступ к званию «хомо-сапиенсов». Деградировав и - больше того - загордившись своей деградацией, они формируют устойчивую потребительскую «массу».
Под их вкусы пишутся романы, создаются передачи, закупаются фильмы. Прайм-тайм плотно и устойчиво занят развлечением менеджера Наташи и её много_жрущих, сексуально-продвинутых, просто скроенных, но лихо деланых подружек.
Их коллективное мурло зарекомендовало себя, как «наши люди в Турции». Кстати, эту проблему не так давно подняли на одном из центральных каналов - ещё до того, как произошла трагедия.
Наши Наташи поведали миру, зачем они ищут приключений собственно в Турции. Выяснилось - с тамошними воздыхателями можно почувствовать себя «...желанной, обожаемой, да и просто Женщиной!»
Многочисленные и разномастные (но при этом - безлико-одинаковые) дамочки щебетали о сентиментальности, страсти и внешней привлекательности турецких Али. Не то, что жадноватые и тусклые европейцы: русский, немец и поляк ни-ког-да не сумеют предоставить Наташе бурю страстей и полыхание либидо.
Всё банально - этим замотанным и нервным тёткам жаждалось куснуть счастьица - колоритного, со вкусом южных плодов, дайкири, солнца. Всё, как накатано в книжонке с глянцевитой обложкой или в статейке «Секс на пляже: 10 правил опытной женщины».
Да-да, книжка написана бородатым мужиком - литературным «негром», которому надоело сочинять никому не нужные филологические опусы, а заметку состряпала циничная феминистка, работающая в «глянце» потому что там нехило платят. Всё честно - нынче эпоха свободного, креативного, напористого бизнеса. Наташа - жертва!
...Итак, почему же именно турецкий вояж сделался за последние двадцать лет этаким символом «российского» отдыха?
О, здесь слилось (и отозвалось) слишком многое: южное море - заграница - all inclusive. Три источника и три составные части новорусско-обывательской грёзы. Не берусь судить о более ранних временах, однако, в 1970-1980-х годах прослеживалась интереснейшая тенденция - отдых на югах прочно ассоциировался с неким загулом, запоем, заплывом за буйки.
С бесшабашными курортными романами и с непреложным нарушением табу.
Любых табу.
Горячее солнце да буйное цветение всяческих магнолий содействовало большим и малым безобразиям. Вспомните хотя бы культовую комедию Владимира Меньшова «Любовь и голуби» - там очень точно обрисована сия тенденция.
Тогда как пляжи Рижского взморья и Калининградской области, напротив, считались образцами интеллигентского вкуса и хорошего тона. Разумеется, подобные деления на «правильные» / «неправильные» курорты - весьма условны, а напиваться и потворствовать низменным инстинктам можно, где угодно.
Вместе с тем, юг всегда способствовал раскрепощению, а что нынче более всего ценится на отдыхе? Именно - возможность отринуть условности, забыть на время ненавистный дресс-код, упиться, ужраться, проснуться мордой в салате. Хорошо сидим и «Щас спою!»
Что у нас далее? А, заграница!
Лакомое слово-приманка для нашего филистера. Помните поздний СССР?
Как славно мечталось о красочном Буржуинстве: там, за пределами «скучного» и регламентированного советского мира горели неоновые огни реклам, дрыгались дамские поп-группы в атласных штанах-бананах и, как из рога изобилия, вылетали 150 сортов красиво упакованной колбасы.
Попасть за рубеж, работать в загранке, свалить «хоть тушкой, хоть чучелком» - вот хрустальная мечта советского мещанина. Ценилось и лелеялось всё тамошнее - от действительно хороших джинсов Levi's и отменной техники Sharp до насыщенных картинок из ширпотребовского каталога Quelle, который тупо разглядывали и не могли поверить, что всё это можно иметь.
Доходило до идиотизма - студенты коллекционировали пустые бутылки из-под импортного алкоголя, а их младшие братья собирали фантики и вкладыши от жвачек. Это именовалось гордо - «фирма». Когда система пала (не без деятельного участия социума), то Заграница с большой буквы «Зю» сделалась более-менее доступной, оставаясь при этом всё такой же актуальной и манящей.
Отдых за рубежом стал незыблемым символом обеспеченности. Не ездишь на тамошние курорты? Ну, ты нищета! По мере развития социальных сетей сформировался и новый вид бахвальства - много_килобайтные фотосессии на фоне пирамид, Эйфелевой или Пизанской башен, в тайском клубе или - в турецком отеле, где «всё инклюзив».
Но если Париж и Пиза - это много дороже и сильно сложнее в восприятии, то пляжно-гастрономический «расслабон» в объятиях чернокудрого мачо - это для Наташи самое то. Если можно так выразиться, понты категории light, роскошь эконом-класса.
Опять же, роман с иностранцем! Смысл-резон родом из позднего СССР, когда любой мужчина из другой страны воспринимался как нечто особенное. Отголоски этой старой темы слышны, увы, до сих пор.
Но давайте будем честными - уже не в турецких пляжах дело, а в нас самих. В наших приоритетах и смыслах.
В том, что мы выбираем. Да-да. Не «нам подсовывают», а мы хаваем.
Дешёвка всегда заманчиво блестит и просится в руки. Нынче времена такие - что выбрал, то и сожрал. Никто не маячит с кнутом, пряником и «Моральным Кодексом строителя коммунизма». Человек предоставлен самому себе - мораль по желанию, вкусы - какие привьются, судьбина - какую заслуживаешь. Сам.
Наташу никто не тащил на канате в Туретчину, никто не швырял её в койку с профессиональным ухажёром Али. Она предпочла стиль дешёвки и удел стареющей потаскухи. Можно сколь угодно долго кивать в сторону «разлагающего» телевидения, «отупляющей» прессы и «неправильных» ценностей.
Всё так, но где сама-то Наташа? Она-то полагает, что живёт нормально и даже «как все».
Она - при громадном, перенасыщенном книжном рынке - выуживает «что попроще». Если бы вдруг началась тотальная мода на заумь, она бы, вероятно, носила в сумочке томик Акутагавы или маркиза де Вовенарга.
А так из маркизов она знает только де Сада, да и то - не читала, но осуждает.