Портал "Экономика сегодня" сообщает:
Министр таможни Турции Бюлент Тюфенкчи заявил, что объем возвращенного в страну экспорта снизился по сравнению с первыми днями российско-турецкого конфликта.
Причем, по словам Тюфенкчи, турецким гражданам нет смысла беспокоиться по поводу дальнейшего ухудшения ситуации, поскольку министр ожидает, что нормализация отношений между Россией и Турцией произойдет уже в феврале-марте будущего года.
Ведущий научный сотрудник Центра азиатских и африканских исследований ВШЭ Алексей Образцов считает, что такие заявления со стороны турецкого министра призваны в первую очередь погасить панику, которая уже началась в Турции.
«Сегодня три крупные российские торгово-сбытовые фирмы заявили, что сворачивают свое производство в Турции, и здесь, прежде всего, нужно отметить Zara», - заключает Образцов.
По словам Образцова, Турция для таких фирм была своего рода торговым хабом, где производились и накапливались товары, которые затем отправлялись и реализовывались на рынках стран СНГ и России.
«Заявления этих фирм создали в Турции панические настроения, поскольку это колоссальная потеря для всей турецкой экономики, национального производства и социального сектора, поэтому Тюфенкчи очевидно пытается хоть как-то успокоить эти настроения», - резюмирует образцов.
Также Тюфенкчи заявил, что Анкара сумела компенсировать ряд потерь от разрыва отношений с Москвой углублением сотрудничества с такими странами, как Румыния, Иран и Азербайджан.
Образцов полагает, что речь в этом заявлении Тюфенкчи идет по поводу поставок энергоносителей в Турцию.
«Очевидно, что здесь имеется в виду газ, но эти начинания не имеют особенных перспектив. С Ираном у Турции на сегодня отношения очень сложные, а что касается Ирана и Румынии, то теоретически это, конечно, возможно, но вопрос здесь касается способа поставок и цены, которую Анкаре придется за этот проект заплатить», - констатирует Образцов.
По мнению Образцова, в принципе еще можно представить, что азербайджанский газ пойдет остаткам бывшего проекта Nabucco в виде газопровода TANAP, но в случае с Румынией это невозможно даже теоретически.
«В перспективе, конечно, можно сделать все, что угодно, но для этого нужна дополнительная инфраструктура и дополнительные межгосударственные соглашения, о чем пока не было заявлено даже в виде неформальных переговоров», - резюмирует Образцов.
В принципе, чисто теоретически, как утверждает Образцов, можно заменить на турецком рынке весь российский газ, несмотря даже на то, что его доля составляет там более половины объема, но, во-первых, непонятно, где Анкара найдет на это средства, а, во-вторых, можно вспомнить историю с польскими яблоками, когда Польша сразу же серьезно пострадала от действия первых российских контр-санкций.
«Голландия тогда заявила, что купит все польские яблоки, но когда дело дошло до подписания контракта, выяснилось, что Амстердам готов их купить по цене ниже себестоимости, поэтому проект сразу же и заглох. В этом контексте вспоминаются разговоры про то, что Турция готова покупать СПГ в Катаре или Алжире, который будет стоить в несколько раз дороже, чем российский газ», - отмечает Образцов.
Все эти проекты очень дороги, а у Турции нет свободных средств, так что перед нами не более чем нехитрый способ успокоить собственное населения.