Что делать, если вы - нищий студент или студентка, а произвести впечатление на друзей, приятелей и знакомых очень хочется? И желательно - неизгладимое. В наш век постмодернизма и маркетинга в этом нет ничего невозможного. Если на что-то существует спрос, то предложение не замедлит появиться.
И вот уже всего за какую-то тысячу рублей некое «Бюро добрых услуг» предлагает арендовать букет из 101 алой розы. Всего за 300 к нему добавят коробочку модного бренда вродt Gucci, а еще за сто - пакет из ЦУМА. Со всем этим великолепием можно сфоткаться и выложить результат в инстаграм. Профит: друзья поражены дальше некуда. А о том, что все это «не взаправду» никто не узнает. Вы никому не скажете, а у «бюро добрых услуг» тоже коммерческая тайна, а то услуги покупать перестанут.
Это «Бюро добрых услуг» далеко не единственное: разжиться не только пакетиками и коробочками, но еще и дорогой косметикой, аксессуарами и даже брендовыми шмотками за вполне приемлемые суммы для того, чтобы сделать пару селфи можно много у кого. Видимо, спрос велик, учитывая такое обширное и разнообразное предложение.
Еще пакетики из ЦУМа, коробочки от духов и прочую красоту можно приобрести на интернет-барахолках вроде Авито. Те, у кого есть деньги на ЦУМ, тоже умеют их считать - и почему бы не продать ненужную уже упаковку тем, у кого денег на ЦУМ нет, а желание выпендриться - есть?
Собственно, «придуманная красивая жизнь» винтернет-блоге, которой люди хвастаются перед сетевыми френдамии которая имеет крайне мало отношения к реальности - явление совсем не новое. Об этом много говорили, всерьез и в шутку, рассматривали со всех сторон, ужасались и стебались, только без особого толку. «Чем дальше в лес, тем больше дров». И эта выдуманная реальность «красивой жизни» все сильнее проникает в настоящую, где полно желающих немножко нажиться на любителях «дешевых понтов».
И стоит кому-нибудь высказаться в том смысле, что это вообще-то уход от действительности немногим лучше алкоголя и наркотиков - как на него тут же набрасывается толпа фанатов «интернет-общения» рассказывать, что он ретроград и идиот, вроде тех, кто в СССР запрещал детям смотреть телевизор.
Эта участь постигла даже Патриарха, стоило ему высказаться о том, что чрезмерная увлеченность «лайками» может привести к по-настоящему страшным последствиям. «Молодые люди готовы идти на любые поступки, даже иногда самые страшные, с риском для жизни, только для того, чтобы кто-то сказал, что эта фотография, отображающая тот или иной поступок, ему понравилась. Для определения такой поддержки используется английское слово "лайк"», - сказал тогда Патриарх. И немедленно получил кучу отповедей в интернете.
Проблема же состоит как раз в том, что такая ситуация с «лайками» скорее редкость, чем закономерность. Слишком уж легко в виртуале создать эту самую «дутую» звездность. Даже не с помощью денег родителей и умения громко скандалить и шокировать публику, как Ксюша, а с помощью «аренды на полчаса» модной сумки от Диора. В интернете ты можешь быть кем угодно, создать себе любой образ и собирать пресловутые «лайки», восхищенные комменты и прочие знаки внимания. Быть предметом всеобщей зависти. Обрести популярность. Влюблять в себя девушек или мужчин.
Вот только в реальной жизни от этого мало что изменится. Поскольку образ в сети - будет не настоящим.
«Собиратели лайков» арендую чужую красивую жизнь за триста рублей и создают себе «виртуальную личность», к реальности отношения не имеющую. Это успех взаймы и вся жизнь взаймы - и проблема в том, что взятое взаймы когда-нибудь придется отдавать.
А им нечем, потому что кроме «виртуальности» у них за душой ничего нет.
Елена Самойлова