Наши
сообщества

Эксперты: Коллапса не будет, но подъем будет тяжелым

Просмотров

В интервью "Независимой газете" некоторые эксперты заявили, что российское машиностроение и оборонку ждет коллапс. Однако многие их зарубежные и российские коллеги не согласны. Они считают, что экономика России "не будет расти, но и нового падения не произойдет" и отмечают - отрасли начали приспосабливаться к новым условиям, перестраиваться на работу без "сырьевого локомотива". Politonline.ru спросил известных экономистов - с каким из мнений они согласны?

Леонид Пайдиев, эксперт Агентства по реструктуризации кредитных организаций:
Во-первых, если наше правительство будет меньше слушать монетаристов и их представителей внутри страны, то шанс опровергнуть алармистские прогнозы у нас существует. Для этого надо развивать нормальную систему кредитования экономики и развивать программу импортозамещения, таможенной защиты страны. Очень много западных экспертов делают мрачные заявления по России и не только по ней. Смысл их достаточно прост. Эти заявления вызывают панику и бегство капиталов с финансовых рынков данной страны, в том числе и России, или Аргентины, или Бразилии. А деньги уже традиционно бегут в банки США и Англии, которые сейчас испытывают отчаянное положение.
Кризис действитлеьно сейчас выходит на новый этап. Он будет. Проблема, чтобы продержаться и это самое важное, и чтобы он случился у кого-то еще. Тогда обрушившаяся первая страна послужит питательным планктоном для той страны, которая будет "морфировать". Здесь как мы понимаем происходит классическая вещь, описанная во всех учебниках.
Собственно, некоторые "экономические гуру" (для чего их и "откармливали") бодро обещают крах всем остальным, кроме самих себя...

Владимир Рудашевский, советник Председателя Совета директоров ОАО «АФК Система», заместитель руководителя комитета РСПП и председателя комитета ТПП РФ:
Ситуация такова, что доля истины в негативных прогнозах есть. Коллапс не коллапс, но огромный спад уже осуществляется - и даже в тех областях, которые были "на высоте". Вся беда нашего промышленного производства состоит в том, что мы можем делать единичные экземпляры, а вот массовое серийное производство - это тяжело. У нас практически отсутствуют наиболее современные технологии. Хотя огульничать не стану, есть организации, в которых не жалели средств на то, чтобы приобретать новое оборудование и технологии. Но основная масса производств - весьма отсталые технологии. Поэтому начинаем проигрывать в конкуренции и конкурентоспособность наша падает.
Но есть один очень важный момент. Кризис, как ни странно, может сыграть положительную роль - именно потому, что все упало. И самое главное - упал главный источник доходов, нефть. Нефтедобыча падает. Нужно искать новые источники, а это затраты. И в этих условиях единственным способом в борьбе за выживание становятся новые технологии, новое производство и т.д. Отличный шанс. Правда, какого-то запредельного рывка в ближайшие 2-3 года ждать нельзя, рывка не будет - нет сил. Но ведущие наши машиностроители (я не имею ввиду автомобилестроителей), вооружение, современная техника в том числе и военная, оборонная и т.д. не погибнут. Правительство оказало им довольно существенную помощь. Участившиеся визиты и президента и премьер-министра на оборонные предприятия свидетельствуют о том, что и государство, и правительство намерено оказать существенную поддержку, прежде всего финансовую. Сумеют ли они воспользоваться этим на 100%? Сомневаюсь, там большие проблемы и в менеджменте - но это сразу и не поменяешь. Речь, например, об аналоге так называемых красных директоров. Я без какой-то злости употребляю это слово. Это руководители, которые привыкли в другой системе управления и не справляются с теми вещами - особенно касающимися изучения рынка, умения вести себя на этом рынке. У меня есть масса примером потрясающих в этой области - которые показывают, что большая часть нашего менеджмента совершенно не готов работать в условиях рынка.
Но существуют и очень хорошие, положительные примеры, где предприятия выживают, завоевывают ниши, рынкии к ним относятся с большим уважением - в том числе за рубежом.
Говорить о коллапсе не стоит. Какое-то время совсем не будет подъема. Но - выживет.

Евгений Надоршин - эксперт по денежно-кредитной политике и денежным рынкам, преподаватель ГУ-ВШЭ:
Сложно сказать, какова будет судьба машиностроения, потому что действительно российская отрасль находится в очень тяжелых условиях. Будет неплохо, если они смогут более-менее нормально существовать. Если говорить об оборонке - я полагаю, что у многих сегментов оборонной отрасли есть неплохие возможности избежать каких-то крайне неприятных явлений. И на фоне этого кризиса чувствовать комфортно по той причине, что эта отрасль всегда была достаточно конкурентноспособной в мире. Мне кажется, что оборонка нормально переживет кризис. Нельзя сказать, что там все идеально и все пройдет гладко - но я бы не ставил в дин ряд оборонку и, например, автомобилестроение. Проблемы есть и будут - но разного уровня
Поэтому я согласен в целом - да, отрасли, экономика начали приспосабливаться, но в отношении отечественного автомобилестроения (как части машиностроения) у меня мало иллюзий.

Встройте "Политонлайн" в свой информационный поток, если хотите получать оперативные комментарии и новости:

Добавьте Политонлайн в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google

Также будем рады вам в наших сообществах во ВКонтакте, Фейсбуке, Твиттере, Одноклассниках...


Популярные темы