Наши
сообщества

Cаммит Медведев - Обама: шаги навстречу?

Просмотров

Московская встреча президентов России и США, которая состоится 6 - 8 июля в преддверии «большой восьмерки», пожалуй, со времени самой договоренности стала объектом жарких дискуссий. То, что нынешние переговоры будут непростыми, понятно уже сейчас. Последние годы, увы, отношения двух стран нельзя назвать безоблачными. Впрочем, они всегда были непростыми. То повышая, то понижая градус взаимного доверия, стороны, тем не менее, почти всегда умели находить выход, пытались договариваться. Какие ожидания от этого саммита, состоится ли та самая «перезагрузка» российско-американских отношений, о которой так много говорили наши заокеанские визави? Есть ли точки соприкосновения, возможно ли  понимание взаимных позиций?  Об этом - специально для Politonline - рассуждают ведущие российские ученые и политологи.

Наталия Нарочницкая, доктор исторических наук, зам.председателя комитета ГД по международным делам:

На данном этапе сторонами будет подтверждена необходимость хороших рабочих отношений, что отражает действительность. И Америка, и Россия - это реальность. Будет подтверждена, я думаю, некоторая такая пауза во взаимных нападках. Хотя, ожидать изменения отношений Америки к позициям России и ее национальным интересам не приходится. Не нужно обольщаться, давление на Россию будет продолжаться. Однако риторика сейчас на время будет ослаблена. Насколько я ознакомилась с обсуждениями этой темы, и в западной печати, им очень хочется, на мой взгляд, афишировать их разницу, различное отношение к ожиданиям в отношении сегодняшней России и предыдущий период. Но, на самом деле, они не должны дождаться. Российская политика преемственна. И все сказано в общем. Россия показала свою позицию и во время грузинской агрессии, что есть предел, дальше которого она поступать не может, есть национальные интересы, есть геополитические интересы, военно-стратегические интересы, у России есть обязательства. И она будет делать то, что от нее ждет собственный народ, ее союзники.

Что касается Америки. Для нее очень важно получить сейчас транзакцию гарантированную, потому что она полностью завязла в Афганистане, это тяжелая для них проблема. Имперский ресурс Америки подтвердил свою небезграничность. И поэтому Россия им тоже нужна, они будут стремиться начать переговоры о сокращении ядерных арсеналов. Что касается других проблем, где у нас разница в позиции - северокорейская, иранская - там без России проблему не продвинуть, вряд ли ее вообще удастся решить.

Дело в том, что партнерство с Америкой, которое есть реальность и необходимость абсолютная, содержит в себе как элемент сотрудничества, так и элемент соперничества. Потому что это закономерность взаимоотношений крупных геополитических систем, которые сами являются системообразующим элементом. Поэтому  предложение, которое сделано (инициативы России по созданию новой архитектуры глобальной системы безопасности - прим. Politonline), это предложение требует сначала привыкания. Поэтому я не думаю, что Америка была бы так готова. У них в голове инерция, они запустили свой снаряд в условиях, как они считали, вечного однополярного мира, а то, что теперь реальность изменилась, и то, что направление это снаряда уже не соответствует реальности, им надо осмыслить. Но на самом деле, на мой взгляд, истеблишмент Америки поставил на Обаму в конечном итоге для того, чтобы морально обновить американские амбиции все те же. Потому что они были дискредитированы грубым империализмом правительства правления Буша, когда попирались сами же западные ценности, и фактически в международных отношениях было не только полное отсутствие демократии, справедливости и уважение закона, права и т.д., а наоборот.  И для европейской элиты, которая в сущности проамериканская, стало неприличным показывать свой проамериканизм. И вот Обама призван морально это обновить. Поэтому нам надо воспользоваться, и правильно мы это делаем, этой паузой, заручиться некими обязательствами не двигаться дальше определенных границ с их стороны, но при этом понимать, что интересы Америки вообщем-то не могут измениться в одночасье.

Инвентаризация ресурсов внешнеполитических, экономических, финансовых, рычагов взаимных, предложений, которыми можно обмениваться, - вот что на этой встрече произойдет. И она, эта встреча, безусловно, очень полезна. И то, что она состоится, это тоже признание России как державы, без которой все-таки не решаются крупные проблемы. 

 

Константин Затулин, 1-й зам. председателя комитета ГД по делам СНГ, директор Института стран СНГ:

Я связываю с этой встречей установление хорошего личного контакта между новым президентом Российской Федерации и новым президентом Соединенных Штатов Америки, а также между Бараком Обамой и Владимиром Путиным. При этом я бы не стал преувеличивать, предвосхищать встречу заранее, называя ее этапной, верхом в российско-американских отношениях и т.д. Отношения между Россией и США настолько сложные, настолько много в них разного рода аспектов...Есть реально симптомы того, что стороны готовятся к встрече серьезно. Я на прошлой неделе комментируя события вокруг авиабазы «Манас» высказал предположение, что неожиданный возврат к аренде этого объекта, и согласие киргизской стороны на продление срока его существования не может быть иначе объяснено кроме, как договоренностями и с участием России. Во всяком случае, накануне саммита Медведев-Обама российская сторона не была заинтересована выглядеть разрушительницей всех достижений прежней американской администрации или, скажем, в чем-то стороной, которая борется с американским влиянием в мире и, в частности, на пространстве СНГ. Это жест доброй воли со стороны России. Вот сейчас сложилась довольно непростая ситуация в Иране после выборов президента. Эта ситуация явно нанесла ущерб процессу сближения позиций между Ираном и США. И события, которые произошли на площадях и улицах Тегерана, дали пищу для сторонников твердой, жесткой и бескомпромиссной линии в отношении между Западом и Ираном. В силу этого иранская тема, об этом уже говорил представитель Госдепартамента, будет обязательно присутствовать в консультациях, которые будут вести Обама и Медведев по широкому кругу международных вопросов.

Но есть и контекст российско-американских отношений. Это, прежде всего,  не предвзято посмотреть на те проблемы, по которым мы сегодня конкурируем, а иногда и жестко конкурируем. Для нас существенно важным является взаимопонимание, когда дело касается постсоветского пространства. Предшественники Барака Обамы очень азартно использовали факт распада Советского Союза для выстраивания всякого рода системы санитарного кордона вокруг России, для продвижения НАТО на восток, что многими американскими экспертами,  в т.ч. теми, которые участвовали в круглом столе в Нью-Йорке, в котором я тоже принимал участие, расценивается как одно из крупнейших просчетов и ошибок американской администрации. Поскольку само по себе продвижение НАТО на восток сформировало не только негативный фон российско-американских отношений, но и повлияло на очень многие внутренние процессы в России. Сейчас есть возможность попробовать непредвзято обсудить ситуацию, которая складывается здесь, добиться от американцев какого-то большего понимания своего поведения в этом регионе. Конечно, я не обольщаюсь насчет того, что все прежние подходы США тут же будут отставлены, но, во всяком случае, попытку такую можно предпринять. И некоторая надежда на успех здесь есть. 

Прежняя администрация слишком глубоко залезла в поддержку Саакашвили, что привело, в свою очередь, к тому, что он спровоцировал своей агрессией начало широкомасштабных военных действий на Кавказе в августе 2008 года. Сегодня уже многие, разобравшись в этой ситуации, понимают, что та исключительно черно-белая трактовка событий, которая была сразу представлена на Западе как агрессия со стороны большой России в отношении Грузии, она не соответствует действительности. Однако в силу гордости, предубеждения и прочих обстоятельств, политики среднего уровня, многие европейские политики, которые не играют ключевой роли принятия Западом глобальных стратегических решений, они не готовы сегодня отрешиться от вечных фетишей. Обама, хочется надеяться, может это сделать. Речь идет не о том, что мы договоримся с США о свержении Михаила Саакашвили. Речь идет о том, чтобы было прочно усвоено, что Россия не ищет себе территориальных превращений за счет Грузии, а все происходящее в Грузии, включая и совершенно естественное в этих условиях обособление Южной Осетии и Абхазии, является следствием поведения грузинской стороны. А не каких-то происков Москвы, у которой хватает других дел.

Какие еще вопросы могут приводить к расхождению между Россией и США?  Это опять же вопросы, связанные с политической борьбой на Украине, которая вступает в решающую стадию, с приближением президентских и местных выборов в начале 2010 года. Это совершенно очевидная попытка фальсификации истории Второй мировой войны, которая, между прочим, задевает не только нас, но и США как участника антигитлеровской коалиции. Должна задевать. Пока США занимали,  когда речь заходит об Украине, Прибалтике, позицию третьего радующегося, который поддерживает пересмотр итогов. И пересмотр взглядов на всю послевоенную историю. Но это не безопасно. Не безопасно для самих США. Если удастся объяснить  это Бараку Обаме, это будет нормально.

Есть целый ряд энергетических программ, в которых мы конкурируем, касающихся бассейна Каспийского моря, Центральной Азии, Закавказья. Здесь тоже можно было бы придти к каким-то компромиссам. Т.е. возможности компромиссов при желании есть. Самое главное, что за этими попытками компромисса стоит стратегический выбор, который должен быть в головах у ведущих руководителей наших ведущих стран. Либо Россия в состоянии договариваться с Америкой, либо ей придется договариваться по целому ряду вопросов с кем-то другим приоритетным образом. Вот это, мне кажется, должно быть всем очевидно. Все равно, будет это официально признано или останется за кадром этой встречи.           

Марк Урнов, политолог, декан факультета прикладной политологии Высшей школы экономики:

Я не думаю, что здесь могут быть супер, прорывные, конкретные решения приняты. Но, думаю, в любом случае встреча предельно важна просто для того, чтобы оба руководителя друг с другом познакомились и для того, чтобы начался более-менее продуктивный диалог о преодолении разногласий. Потому что на сегодняшний день отношения зашли очень далеко в негативную сторону и преодолевать можно фактически только на самом верхнем уровне. В этом смысле инициатива Обамы крайне позитивная. Первый шаг сделан, и дальше уже надо использовать шанс. Иначе мы окажемся в изоляции от цивилизованного мира. Рассчитывать на то, что мы будем, разругавшись с Америкой, поддерживать дружеские отношения с Европой - наивно. Эту возможность надо было бы использовать, хотя, конечно, будет очень трудно, потому что в России существует достаточно мощные группы предельно не заинтересованные в нормализации отношений с Америкой, привыкшие паразитировать на вот этом параноидном страхе, что Америка нас сожрет или чего-нибудь нам плохое сделает. И преодолевать это будет очень тяжело. В Штатах тоже есть антироссийские настроения. Поэтому просто дай Бог, если начнется конструктивный диалог. Ну, а собственно, конкретные цели объявлены - это и СНВ, это и ПРО. На сегодняшний день расхождения очень большие. Россия увязывает ПРО и СНВ. США этого делать не хотят. Но, тем не менее, я не думаю, чтобы это были препятствия не проходимые. Скорее, сложность связана с общей установкой: то что мы вам не доверяем, вы хотите нас сожрать, вы хотите нас обыграть, вы нас не считаете за людей. Ну, в общем,  всякие такие комплексы, которые в последнее время российские СМИ интенсивно озвучивают, и многие наши политики активно об этом говорят. А так, в принципе, понять, что у нас значительно больше общих интересов, общих точек соприкосновений с США, чем разногласий, а самое главное понять, что вне очень плотных, дружеских взаимоотношений с США Россия просто как страна в ее нынешних границах обречена... Это просто надо понять. А дальше стараться решать проблемы.

Будет достаточно сложно искать компромисса по вопросу надо ли соединять ПРО с СНВ и рассматривать в едином составе. Будет достаточно сложно находить компромисс по поводу Грузии. Вряд ли он будет найден. Будет очень сложно договариваться, да собственно тоже нельзя будет договориться, о концепции расширения НАТО на восток  и включения в структуры общеевропейские, натовские Украины. Много чего. Но повторяю. Вот с нынешних позиций очень сложно. С точки зрения долгосрочной целесообразности -  все это решаемо. Надо действительно снять общую параноидную обстановку  и взгляд на США как на врага и соперника. Мы им не соперники, они нам не соперники. Мы несопоставимо слабее чем они в экономическом, в военном, политическом и каком угодно отношении. Это соперничество, которое мы сами себе придумали, что мы будем соревноваться с США и таким образом почувствуем себя великой державой. Оно было бы смешно, если бы не было так грустно. 

Виктор Супян, зам.директора Института США и Канады РАН:

Действительно, довольно много ожиданий есть в связи с предстоящей встречей. И одно из главных - это достижение новых соглашений по стратегическим вооружениям. По этому поводу работают эксперты, и есть надежды, есть желания обеих сторон подписать к концу года новое соглашение по ограничению стратегических вооружений. Есть, конечно, и разногласия в этой связи, связанные с тем, чтобы учесть не только наступательные вооружения, но и противоракетные системы. Есть по этому поводу довольно серьезные разногласия. Есть разное понимание того, до какой степени их можно сокращать стратегические ядерные вооружения. США, несомненно, могут пойти на большее сокращение, поскольку располагают гораздо более эффективными и мобильными силами, не ядерными силами, силами общего назначения. Если бы сокращения коснулись наших ядерных сил, то баланс сил мог бы быть изменен не в пользу России. Поэтому это предмет очень серьезных переговоров, и здесь еще требуется найти компромисс. Но, помимо этого есть, конечно, и множество других вопросов, где тоже возможны соглашения. Это все, что связано с Европой, вопросы создания, может быть, единой системы противоракетной обороны, и какие-то региональные вопросы, связанные с Ираном, Северной Кореей. Ну и конечно весь комплекс экономических взаимоотношений. Очевидно, что потенциал экономических взаимоотношений явно недоиспользуется. Хотя, последние годы, надо сказать, несмотря на сложности политических отношений, торговля между нашими странами выросла значительно, поскольку в этом заинтересованы и Россия, и США. Россия поставляет в США прежде всего энергоносители и у них есть заинтересованность поддерживать и развивать отношения с нашей страной. Еще явно недостаточным является объем американских инвестиций в российскую экономику. Если в прежние, 90-е годы США были лидером по прямым инвестициям в российскую экономику, то сейчас они занимают лишь десятое место. Это также имеет свои объяснения. Здесь имеет место препятствие, как с российской стороны, так и с американской. Есть до сих пор действующая поправка Джексона-Вэника с американской стороны. С другой стороны -  наше законодательство не всегда открывает все возможности для притока инвестиций.  Вот все эти вопросы, я думаю, будут предметом обсуждения на встрече президентов и хочется надеяться, что будут достигнуты позитивные результаты.

 

 

Встройте "Политонлайн" в свой информационный поток, если хотите получать оперативные комментарии и новости:

Добавьте Политонлайн в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google

Также будем рады вам в наших сообществах во ВКонтакте, Фейсбуке, Твиттере, Одноклассниках...


Популярные темы