Депутатов-коррупционеров загонят за Можай
Депутаты Госдумы озаботились имиджем нижней палаты российского парламента. После скандала с Геннадием Гудковым, до последнего цеплявшегося за свой статус и существующие законодательные крючки, полномочия комиссии Госдумы по контролю за доходами депутатов существенно расширятся.
Если сейчас основанием для увольнения депутата является его занятие бизнесом, участие в органах управления компанией, а также совершение преступления, подтвержденное обвинительным приговором, то новые поправки предусматривают лишение депутатского статуса также за незадекларированное имущество, попытку скрыть счета в иностранных банках и приобретение имущества, стоимость которого не согласуется с официальными данными о доходах парламентария.
Кроме того, будет детализирована и сама процедура лишения мандата, устанавливающая чёткий порядок действий, определение того, кто может быть инициатором проверки, какие процессуальные действия должны соблюдаться при возможном лишении мандата и т.д.
Кроме того, будут модернизированы и другие законодательные акты. Как поясняют разработчики, если для следователей и прокуроров в их специальные законы внесены изменения об ответственности за нарушение законов по доходам и расходам, то в законе "О статусе депутата" таких пунктов нет. Присутствует лишь норма о том, что покупка имущества на сумму больше трехлетнего заработка чревата изъятием в пользу государства. "Однако других дисциплинарных взысканий не прописано, в том числе и отзыв мандата", - отмечает депутат от "Справедливой России" Татьяна Москалькова.
Вообще, расплывчатость некоторых формулировок предоставляет нечистоплотным на руку парламентариям огромное поле для манёвра. Например, понятие "доверительное управление бизнесом", которым регулярно пользуются предприимчивые парламентарии. На этом в итоге попался и вышеупомянутый Гудков, утверждавший, что передал все бразды правления своего бизнеса в доверительное управление собственной супруге, однако почему-то при этом проводивший собрания акционеров, активно участвовавший в судебных разбирательствах своей компании и т.д. Примерно тем же самым занимался и "единоросс" Алексей Кнышов, лишившийся депутатского мандата вслед за Гудковым.
Таким образом, чтобы быть четко уверенными, что депутаты не занимаются коммерцией и передали весь бизнес в доверительное управление, авторы поправок предлагают прописать для депутатов уточненную форму передачи бизнеса в доверительное управление.
Вообще же, намерение не только закрыть законодательные лазейки для парламентариев, использующих свой статус по большей части для прикрытия своего бизнеса, но и более детально регламентировать саму процедуру лишения мандата будет поддержано всем депутатским корпусом. По крайней мере, его большинством.
Безусловно, что полностью застраховаться от попадания в стены российского парламента, скажем так, случайных людей, идущих в депутаты вовсе не для того, чтобы заниматься законотворческой деятельностью, невозможно. Но создать механизм, позволяющий отлавливать таких вот двуличных парламентариев, безусловно, можно. И нужно. Ведь, в конце концов, даже одна ложка дёгтя способна испортить бочку мёда. Так и живущий, допустим, не по средствам и по закону депутат бросает тень на всю Госдуму, давая обществу право на обобщение. А выглядеть вольным или невольным сообщником нарушителя не хотят ни коммунисты, ни "единороссы", ни кто-либо ещё.
Встройте "Политонлайн" в свой информационный поток, если хотите получать оперативные комментарии и новости:
Добавьте Политонлайн в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google
Также будем рады вам в наших сообществах во ВКонтакте, Фейсбуке, Твиттере, Одноклассниках...