Peregruzka... осталась в прошлом?
Когда в марте 2009 года госсекретарь Хиллари Клинтон публично оконфузилась, подарив главе российского МИД символизирующую перезагрузку российско-американских сувенирную кнопку с надписью "peregruzka", никто не ожидал, что ошибка окажется пророческой. Спустя 4 года стало ясно, что прошедший период не только не принёс сколько-нибудь положительных изменений в отношениях двух стран, но ещё и прибавил проблем в двусторонних отношениях.
Тот случай действительно стоит того, чтобы войти в анналы истории дипломатических отношений. По крайней мере, хотя бы ради того, чтобы понаблюдать за российским министром, объясняющей своей американской коллеге, что, несмотря на кажущееся сходство, значение слов "perezagruzka" и "peregruzka" кардинально отличаются, и, собственно, Клинтон, неуклюже пытающейся выпутаться из щекотливой ситуации.
В принципе, американские политики частенько допускают подобные ляпы в отношении всего, что не касается их страны. Джордж Буш-старший запросто путает Австралию с Австрией, Барак Обама - Аушвиц с Бухенвальдом, а преемник Хиллари Клинтон на посту госсекретаря Джон Керри Киргизию с Казахстаном, введя в оборот новый географический термин - Кырзахстан. Конечно, за ошибки можно попенять на нерадивых референтов или же собственную невнимательность политиков. Однако за ними, как и в случае с ошибочной кнопкой, стоит куда больше, чем досадный прокол пресс-служб.
Perezagruzit' американо-российские отношения первым предложил вице-президент США Джозеф Байден. "Пришло время нажать на кнопку Reset и вновь обратиться к различным областям, в которых мы можем и должны сотрудничать", - сказал он на конференции по безопасности в Мюнхене в феврале 2009 года.
К тому времени отношения России и США ухудшились настолько, что новому президенту США Бараку Обаме было необходимо как-то исправлять ситуацию. Однако, как оказалось, пусть даже и внешнее желание главы американского государства - это одно, а ведомая Вашингтоном политическая линия - совсем другое.
Да, дипломатизма в отношениях добавилось. К "плюсам" можно отнести соглашение по СНВ, договор о транзите военных грузов НАТО в Афганистан через территорию России, облегчение визового режима, создание двусторонней президентской комиссии по гражданскому обществу...
Однако это была лишь видимая и крайне незначительная часть айсберга, которая, к тому же, очень быстро начала таять.
Так, например, в январе этого года США в одностороннем порядке вышли из состава комиссии по гражданскому обществу, объяснив это ответом на шаги российского правительства по ограничению гражданского общества. Не добавляла оптимизма и не претерпевшая со временем позиция США в отношении внесистемной оппозиции в России, представителей которых, несмотря откровенную противоправность их действий, американцы открыто и демонстративно поддерживали.
В чем, кстати, особенно преуспела так переживавшая по поводу peregruzki госсекретарь Хиллари Клинтон.
Относительным успехом потепления российско-американских отношений стала отмена печально известной поправки Джексона-Вэника. Но и этот вроде бы решительный шаг не только был сделан по причине того, что наличие вышеозначенной поправки мешало американским производителям, но тут же был нивелирован принятием "акта Магнитского", ставшего более чем наглядным проявлением политической агрессии.
Забуксовала и программа по проблемам усыновления американцами российских сирот. Введенный в 2010 году мораторий на усыновление, который продолжался больше года, фактически не изменил ситуацию. Российские дети продолжали подвергаться издевательствам со стороны приёмных родителей при полном безразличии к этому американской Фемиды.
Не были решены и проблемы, остро стоящие и 4 года назад. Это и размещение американской ПРО в Европе, и разногласия по сирийскому вопросу, и проблемы евразийской интеграции России, которую Вашингтон пытается в меру сил возможностей притормозить. Назревают и новые проблемы геополитического характера, связанные со смещением фокуса американской политики в сторону Восточной Азии и Китая.
Конечно, говорить о новом витке "холодной войны" не приходится. И Россия, и США заинтересованы в сотрудничестве в экономической сфере. Но что касается политического противостояния, здесь, безусловно, сохраняется, мягко говоря, напряжённость. С одной стороны, трудно ожидать чего-то другого от стран, долгое время являвшихся лидерами двухполярного мира. С другой, мир уже существенно изменился, а потому такого рода противостояние скорее вредит, нежели идёт на пользу обеим странам. А потому бычье упорство США, пытающееся в одностороннем порядке навязать Россию свою волю, вызывает даже не удивление, а разочарование.
Но всё же определённый оптимизм присутствует. По крайней мере хотя бы потому, что нынешний госсекретарь США не стал суверинизировать (в том смысле, что отказался от каких-либо символических сувениров) процедуру диалога с Лавровым. Возможно, что на этот раз в США более ответственно станут подходить к решению тех или иных вопросов, требующих взаимного компромисса. Хотя надежды на это, конечно, совсем не много.
Редакция
Встройте "Политонлайн" в свой информационный поток, если хотите получать оперативные комментарии и новости:
Добавьте Политонлайн в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google
Также будем рады вам в наших сообществах во ВКонтакте, Фейсбуке, Твиттере, Одноклассниках...