Наши
сообщества

Духовность - на повестке дня

Просмотров

 

В обществе и властных структурах активно обсуждаются вопросы возможности преподавания в школе основ религиозной культуры и светской этики, а также введения в Вооруженных Силах института воинских и флотских священнослужителей. Этой теме было посвящено и совещание у президента России Дмитрия Медведева, в котором приняли участие патриарх Московский и всея Руси Кирилл, представители российских религиозных организаций, а также  глава военного ведомства и министр образования. Президент предложил провести в ряде регионов страны (пока речь идет о 18 регионах) эксперимент по преподаванию в школах основ религиозной культуры, истории религии и основ светской этики, особо подчеркнув, что «это могут быть основы православной культуры, либо основы культуры мусульманской, иудаизма, буддизма. Ученики и их родители должны сами принимать решение о выборе". Может быть другой вариант. "Наверняка многие захотят изучать все многообразие российской религиозной жизни. Для таких учеников может быть разработан общий курс по истории крупнейших традиционных конфессий нашей страны", - сказал Дмитрий Медведев. И, наконец, по его словам, возможен третий вариант - для тех, кто не имеет определенных религиозных убеждений: у них должно быть право изучать основы светской этики. Глава государства отметил, что "выбор учеников и их родителей должен быть исключительно добровольным. Любое принуждение, давление в этих вопросах будет абсолютно неприемлемым и контрпродуктивным." Как заявил президент, "преподавать все эти предметы должны только светские педагоги". Мы обратились к нашим экспертам с вопросом о необходимости изучения в школе основ религиозной культуры, а в армии - введения института воинских священнослужителей.

 

Михаил Леонтьев - телеведущий, главный редактор журнала «Однако»:

Основы религиозной культуры являются частью вообще культуры. Для России это в первую очередь православная культура и православие, которое является  культурообразующим с точки зрения русской национальной  культуры  и государствообразующим. Ни историю государства российского, ни историю русской литературы невозможно адекватно понять и изучать, не имея представления об основах религиозной культуры, в первую очередь православной. Борьба с изучением основ религиозной культуры является борьбой против знания. Это очевидный признак мракобесия. Плюс существует наша специфика, которая заключается в том, что религиозная культура была выкорчевана физически настолько, насколько коммунистическое  государство смогло это сделать. Истреблена и в виде ее носителей, и в виде памятников, и непрерывной системой воспитания и обучения. Она сохранилась только вопреки государству. У государства есть долг - вернуть все на место, как минимум, чтобы дать обществу самому решать, что ему нужно, а что нет. Т.е. та дискуссия, которая теоретически могла быть уместна в каких-то других обществах  и государствах, в России не уместна и невозможна. Потому что существует просто долг. Что касается института военных священнослужителей, то этот институт физически необходим. Он родился по необходимости, ввиду отсутствия прежней коммунистической системы, морально-политической мотивации людей, которые зачастую рискуют своей жизнью. Нужно как-то поддерживать, мотивировать и помогать людям. Этот институт существует, полковые священники есть и их много, и они работают. И вопрос заключается в придании им, в соответствии с нашим действующим законодательством, приемлемого и необходимого статуса. Этот статус необходим, потому что непонятно, как эти люди существуют, в каких взаимоотношениях они находятся с военным командованием, с церковью, с государством и т.д. Армия по сути своей - экстремальная структура, и там необходимо такое правовое регулирование, это очень важный вопрос. И эти люди выполняют колоссальную, огромную работу. И выполняют ее намного лучше, чем это делал советский Главпур.

Ефим Рачевский - директор общеобразовательного центра «Царицыно», член Общественной палаты РФ:

Надо учесть, что у нас вся страна многонациональная, многоконфессиональная. Поэтому условие первое - принцип добровольности, если этого хочет семья и сам ребенок. Условие второе - делать это должны не священнослужители, а педагоги самой школы. Я сам учитель истории и лет 10 назад вел курс «История мировой религии». Он был очень полезен для детей. Особенно если сравнивать протестантизм с католицизмом - почему там такая культура, почему там другая культура. Плюс к этому добавить основы современной этики. Допустим,  начать с кантовского императива - я не хочу, чтобы мне делали то, чего я бы не стал делать другому. Или этику античного времени соотнести с этикой фашизма. Это было бы неплохо. Но исключительно на факультативном уровне. Третье условие - чтобы это делали обученные педагоги школы. А священнослужителям в школе делать нечего. Об армии. Понятия не имею, зачем в армии нужны священнослужители. Армия у нас государственная. В соответствии с Конституцией у нас церковь отделена от государства. Священнослужители служат церкви. Поэтому, мне кажется, что в армии это будет противозаконно, либо надо менять Конституцию. Другое дело, если займется какой-нибудь религиозной этикой во взводе или в роте командир роты или командир второго взвода. Командир первого взвода обычно очень занят боевой подготовкой, а командир второго взвода - он более свободен. Поскольку у нас армия многоконфессиональна, то пусть, к примеру, расскажет им о Ветхом завете, из которого и ислам вырос, и православие, и католицизм, иудаизм.


ЕЩЕ ПО СЮЖЕТУ: Авторская статья "С Богом!"

 


Встройте "Политонлайн" в свой информационный поток, если хотите получать оперативные комментарии и новости:

Добавьте Политонлайн в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google

Также будем рады вам в наших сообществах во ВКонтакте, Фейсбуке, Твиттере, Одноклассниках...


Популярные темы