Особо тяжкие муки
Геннадий Егоров, снятый с выборов в подмосковном Воскресенске по причине своей судимости, добивается в Конституционном суде права осужденных идти кандидатами на выборы.
«Мы взрослые люди и понимаем, для кого эта статья придумана», - Геннадий Егоров говорит о законодательной норме, которая запрещает осужденным по тяжким и особо тяжким преступлениям баллотироваться в качестве кандидата на должности в любые органы власти. Этот пункт появился в выборном законодательстве в 2012 году и нашел себе массу противников. Егоров обратился в Конституционный суд с требованием отменить пункт закона и высший судебный орган страны принял заявление к рассмотрению. Егоров не случайно идет впереди активистов, которым эта законодательная норма пришлась не то чтобы не по душе, а объективно серпом по...
Бизнесмен Егоров в 2012 году решил попробовать свои силы в качестве кандидата на должность мэра Воскресенска, однако принятие поправок в закон не оставило ему никаких шансов. Предпринимателя сняли с предвыборной гонки и с учетом того, что Егоров имел неплохие шансы на успех, такая ситуация для кандидата стала вдвойне обидной. Касаемо судимости бывшего кандидата: ее он получил в далеком 1997 году и, по словам осужденного, абсолютно ни за что. Якобы, одолжил знакомому денег, которые тот долгое время не отдавал, а чтобы вообще не возвращать долг, обвинил своего кредитора в вымогательстве. В местах лишения свободы бизнесмен так и не побывал - три с половиной года условно - но сам факт приговора солидно подмочил репутацию несостоявшегося народного избранника. Впрочем, подробности уголовного дела Егорова мало интересны.
Занимателен сам факт обращения в КС и трактовка действующей поправки в выборное законодательство. Противники отсутствия во власти людей с уголовным прошлым, называют законодательную норму «Законом имени Ходорковского». Трактовка проста: экс-глава «Юкоса» должен освободиться в 2014 году и власти заблаговременно (за два года) приняли закон, чтобы не допустить появления Ходорковского во власти. Логика не нова: власти олигарха боятся, а народ уважает и готов проголосовать за новоиспеченного кандидата обеими руками куда бы тот не сунулся.
На заявление в КС прореагировал бывший главный юрист ЮКОС и лично Михаила Ходорковского Дмитрий Гололобов. В своем ЖЖ он приводит ссылки на законы Европы и США и недоумевает: «Так при чем тут Ходорковский? Непонятно».
Интерпретация, мало сказать, странная. С одной стороны те, кто выступают за отмену «уголовной нормы», в своих предвыборных обещаниях говорят о соблюдении законов и следованию его нормам. Но с другой, пытаются протащить во власть тех, кто этот самый закон нарушил и был осужден в связи с нормами действующего законодательства. В США и Европе, на которую у некоторых принято равняться как на боевое знамя, закон запрещает осужденным по тяжкими и особо тяжким статьям не только принимать участие в выборах в качестве кандидата, но и голосовать. В той же Америке действует закон согласно которому лицо, находящееся под следствием или с непогашенной судимостью, не имеет права принимать участие в выборах. Противники закона в России, тем не менее, на это не обращают внимания приводя в пример письмо Центризбиркома, где приводился список стран, в которых также запрещено присутствие во власти бывших осужденных. Действительно, на такой пример опираться не принято: Узбекистан, Казахстан, Аргентина... Однако почему ревнители «свободы выбора» забыли про Европу и США?
К вопросу об отмене законодательной нормы присоединились и коммунисты. В КПРФ считают, что закон нарушает права граждан, а единственными условиями для не допуска к выборам являются нахождение кандидата в местах лишения свободы или психическое заболевание. Инициативу КПРФ раскритиковали многие депутаты. В частности, представители «Единой России» заявили, что вместо борьбы за отменой закона, лучше бы заняться более тщательным отбором своих кандидатов на выборы.
«Я считаю, что причин для отмены закона попросту нет», считает первый заместитель руководителя центрального исполкома «Единой России» Константин Мазуревский. «На прошедших выборах избирательными комиссиями были выявлены 150 лиц, которые ранее были судимы за тяжкие и особо тяжкие преступления. Поэтому внутрипартийное кадровое сито, вместо заявлений об отмене закона, должно отсеивать таких кандидатов и не допускать их на выборы. У ряда партий такое сито довольно эффективно работает».
Найти связь законодательной нормы с Михаилом Ходорковским действительно сложно, как ни крути. Борцы за свободу выбора и равные права, скорее защищают интересы своих потенциальных кандидатов - богатых, но... судимых. Которых, увы, немало в оппозции. Так что "наречение" именем бывшего олигарха может быть использовано лишь для привлечения внимания. Других параллелей нет. Разве что вспомнить незабвенное "братва рвется к власти"?
Антон Фролов
Встройте "Политонлайн" в свой информационный поток, если хотите получать оперативные комментарии и новости:
Добавьте Политонлайн в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google
Также будем рады вам в наших сообществах во ВКонтакте, Фейсбуке, Твиттере, Одноклассниках...