Марина Юденич: ' Мое 19 августа'
Именно мое, потому что в моей личной жизни этот день стал, вне всякого сомнения, судьбоносной - простите уж за пафос - датой.
Несколько лет назад в одном интервью меня попросили назвать три главных даты моей жизни, я ответила без колебаний: рождение дочери, 19 августа 1991 года.
Третья - я в это искренне верю - еще предстоит.
Сегодня - однако ж - поговорим о второй.
Моя политическая карьера началась именно 19 августа 1991.
Как, впрочем, многие современные российские политические биографии.
То есть, формально - это вероятно не так, потому что августовским утром 1991 года за плечами у меня, ведущей утренней программы "Молодежный канал" радио "Юность" были уже и комсомол, и журналистика.
Но внутренние ощущения именно таковы - все началось 19 августа 1991.
Сегодня меня часто спрашивают, как теперь оцениваю те события?
И я отвечаю честно, что испытываю в этой связи некоторое раздвоение личности.
То есть сугубо личностная, человеческая оценка зиждется на памяти - радостной, эйфорической, пронизанной острым ощущением грядущего - грандиозного и, разумеется, светлого.
Казалось, будто повсюду высадили окна - именно высадили, а не просто распахнули - гуляют в домах и в душах сплошные сквозняки.
Прохладно. Зябко. Но свежий воздух бодрит, рождает ощущение свежести, и скорее все же радости, нежели тревоги.
А вернее - тревожной радости.
И было еще одно совершенно восхитительное ощущение.
Оно, пожалуй, затмевало все прочие.
Не ощущение даже, осознание того, что все происходящее теперь в стране творится не по чьему-то обычному мановению.
Не политические бульдоги под коврами на Старой.
Не «Бог, не гений, не герой».
Ты - сам. Лично. Собственными руками, как отрез дешевого ситца, перекраиваешь теперь историю собственной страны.
Думаю, нечто похожее чувствовали тогда очень многие.
Те, что собирались в центре Москвы на тысячные митинги, исторгая многоголосый вопль: «По-зор! и До-лой!» - сначала, и «Ель-цин! Россия! » - потом.
Кто стоял в цепи у Белого дома и строил баррикады на Садовом кольце....
Кто писал пламенные памфлеты, разоблачал и призывал на газетных страницах, которые - если помните - вывешивали тогда в стеклянных витринах на Пушкинской.
Кто... впрочем, у каждого, наверное, в те дни было свое маленькое Ватерлоо.
И геростратовский восторг в груди.
И странная уверенность в том, что именно ты, собственными слабыми руками, только что, на глазах изумленного человечества, свалил Империю.
Кое-что из личных воспоминаний того времени.
...
Словом, грянул август 1991 с его опереточным путчем, положенным на музыку Чайковского.
...Глухой ночью с двадцатого на двадцать первое, подчиняясь внезапному порыву, я напросилась в компанию к каким-то деятельным депутатам.
На двух черных «Волгах» мы понеслись по Можайскому шоссе останавливать какую-то десантную дивизию, которая, якобы, маршем двигалась на Москву.
По дороге проводили летучие митинги среди водителей - дальнобойщиков, пережидающих смутное время на площадках - отстойниках, уговаривали их развернуть мощные фуры поперек шоссе, наивно полагая, что такие импровизированные баррикады смогут остановить десантников на броне мощных бронетранспортеров.
Водители воспринимали нас по - разному: кто-то хмуро отмалчивался и, не дослушав пламенных речей, отправлялся обратно, досыпать в кабине своего гиганта, кто-то тоже спешил в кабину, но лишь для того, чтобы спешно развернуться и дать деру. Однако, немало было и тех, кто деловито разворачивал фуры и выруливал на середину шоссе, перекрывая дорогу всему идущему транспорту.
Так пронеслись мы до самых границ Московской области, никакой дивизии не обнаружили, хотя через каждые двадцать минут бешеной гонки, какая - нибудь из машин резко тормозила, из нее высовывалось встревоженное лицо.
- Слышите?! - многозначительно вопрошал человек, и все начинали мучительно вслушиваться в тишину и до рези в глазах вглядываться в темноту подмосковной трассы.
Наконец, кто-нибудь, не выдержав, честно признавался:
- Ничего не слышу. А что?
- Послышалось. - Мрачно ронял поднявший тревогу. - Но четко слышал гул, похоже, что колонна все - таки движется
Так, всерьез поигрывая в Мальчишей -Кибальчишей, мы добрались до Москвы.
- Только что из Подмосковья прибыла группа депутатов и журналистов! - торжественно, словно возвратились мы из самого, что ни на есть кровопролитного сражения и - само собой разумеется - с победой, сообщило недремлющее радио Белого Дома.
Толпа защитников отозвалась дружным торжествующим воплем и рукоплесканиями. Впрочем, так реагировали люди на любое сообщение белодомовской радиоточки.
- C нами Мстислав Растропович!
- Ура-а-а!
- Только что - торжественно, с левитановским пафосом - к Белому Дому подошла машина Эдуарда Шеварнадзе!!! - не совсем ясно, впрочем, где при этом находится сам Эдуард Шеварнадзе. Но все равно:
- Ура-а-а!..
Словом, нам тоже перепала порция всенародной любви, несмотря на полное отсутствие каких-либо результатов «героического» броска.
Так все и было.
Но это теперь - в области сугубо эмоциональной.
Теперь - по прошествии восемнадцати лет - может, настало время спросить: зачем?
Повторюсь, сугубо личностная, человеческая оценка тех событий, зиждется на памяти - радостной, эйфорической, пронизанной острым ощущением грядущего - грандиозного и, разумеется, светлого.
Оценка нынешняя, скорее гражданская (уж простите за пафос), укладывается в изумленно-горестное: «О-ёй, что ж натворили-то...?!»
Ответа нет, по крайней мере, у меня.
Такой нынче день.
P.S. Politonline
Этим событиям почти 20 лет. Для истории - мгновение. Для человеческой жизни - целое поколение. Что будут знать, думать о том времени те, кому предстоит еще штурмовать жизненные высоты? И еще. Несколько цифр из социологического опроса:
только 9% россиян полагают, что в августе 1991 года победила демократия;
42% граждан назвали оборону Белого дома и все, что за этим последовало - «просто эпизодом борьбы за власть в высшем руководстве страны»;
33% считают августовские дни «трагическим событием, имевшим гибельные последствия для страны и народа»;
16% - затруднились ответить, не определившись с оценкой событий.
Встройте "Политонлайн" в свой информационный поток, если хотите получать оперативные комментарии и новости:
Добавьте Политонлайн в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google
Также будем рады вам в наших сообществах во ВКонтакте, Фейсбуке, Твиттере, Одноклассниках...