Эксперты: Свободы стало больше, но сможем ли ею воспользоваться...
На состоявшейся встрече главы государства с руководством партии «Единая Россия», единороссы представили президенту предложения по кандидатурам на должность губернатора Свердловской области. Согласно новым правилам, политическая партия, получившая наибольшее число голосов на последних выборах в законодательный орган субъекта, вправе предложить президенту три кандидатуры на должность главы региона. По итогам весенних выборов прошлого года, большинство мест в региональном парламенте получила партия «Единая Россия». Ею предложены в качестве кандидатов на пост губернатора председатель областного правительства Виктор Кокшаров, директор департамента промышленности и инфраструктуры правительства, член генсовета партии Александр Мишарин и действующий губернатор Свердловской области Эдуард Россель. Politonline.ru выслушал комментарии ведущих российских политологов.
Для политической жизни страны это явление новое. Принятые в марте Госдумой по инициативе главы государства изменения в Закон о выборах применяются на практике впервые. Насколько действенны окажутся они для политической системы страны в целом?
Глеб Павловский - президент Фонда эффективной политики:
Это не новость, эта процедура сегодня впервые апробирована публично. Законодательно она предложена еще в марте прошлого года и включена в пакет модернизации политической системы. И вот она дошла до первой реализации. С одной стороны очевидно, что она расширяет число степеней свободы в системе, она возводит легитимность губернатора к партии большинства, т.е. большинству избирателей, проголосовавших за эту партию, ее концепцию. Тем самым, у губернатора возникает новый дополнительный авторитет, дополнительное основание власти, связанное с населением. Назначение не происходит в виде теневой сделки, которая обычно пролонгировалась бесконечно. Вроде бы система не такая.
Теперь возникает другой вопрос. Кем она будет использована? Центральный вопрос - свободы стало больше. Но в политике никогда не бывает так, чтобы свобода была ресурсом только у одного из участников. У президента теперь, с одной стороны, есть возможность выбрать из кандидатов, которые устраивают партию большинства. С другой стороны, есть президентские цели, есть президентские программы, президентская стратегия политическая, которые должны осуществляться. Нужны люди, которые ее могут осуществлять. Мы слышим про модернизацию страны, модернизацию экономики, и в тоже время эта модернизация не идет. Она застряла. Видимо, есть довольно крупные силы, и отнюдь не только в центре, но и на местах, которые не заинтересованы в модернизации. Эти силы олигархические, связанные с бюрократией, эти силы связаны с коррумпированными кругами и т.д. Теперь возникает вопрос, будут ли среди новых кандидатур в губернаторы, которые предлагает партия, содержаться действительно новаторские фигуры. Т.е. те люди, которые могут сказать системе коррупции, системе торможения модернизации, системе деградации страны - нет. Люди, которые имеют политическую концепцию, совпадающую со стратегическими задачами президента. Если этого не произойдет, если партия поддастся естественному давлению местных кругов, а оно всегда есть, партия ведь не может не зависеть от местных сил, в каждом регионе. Именно потому, что ее выбирают, она зависит от местных мощных, иногда теневых кругов. Если партия будет поддаваться давлению сил противостоящих модернизации, то президент будет получать кандидатуры, среди которых вообще нет сторонников модернизации. Будет ли он в таком случае их назначать? Если он будет их назначать, то тогда он сам откажется от своих политических целей, потому что политики не существует, если она не предъявлена в персонах, если она не предъявлена в кадрах. И будут ли предлагаться партией сильные непартийные фигуры, представляющие лидеров местного гражданского общества, лидеров общественного мнения, лидеров основных позиций? Ведь в каждом регионе есть определенные политические позиции - своеобразные и поддерживаемые населением. Будут ли такие люди попадать в списки? Сегодня мы пока ждем этого ответа. В этом смысле вопрос в том, кто воспользуется новой свободой. Может получиться так, что новая, более свободная процедура назначения губернатора будет захвачена бюрократическими силами и связанными с ними олигархическими структурами, связанными с ними «акционерами кризиса», т.е. с теми, кто зарабатывает на кризисе, на антикризисной помощи. И тогда эта процедура обернется против президента. И заложит основу потенциального конфликта между ним и партией, в данном случае партией «Единая Россия». Чтобы этого не произошло, сама партия должна ясно, публично стать на сторону модернизации экономики и предлагать фигуры, которые будут поддерживаться заинтересованными в модернизации силами. Партия должна войти в коалицию за модернизацию, иначе ею будут манипулировать другие силы. Тем самым они будут манипулировать и этой процедурой. Безусловно, в этой процедуре свободы больше. Но сможет ли президент воспользоваться этой свободой для того, чтобы ускорить процесс, усилить динамику развития экономики и модернизацию страны? Это не известно. Это вопрос политической воли.
Дмитрий Бадовский, зам. генерального директора НИИ социальных систем МГУ им. М.В.Ломоносова:
Переход к этой системе мне представляеется более логичным, чем было до сих пор. Надо сказать, что это было одним из десятка пунктов политических реформ, которые Медведев в прошлом году предложил в послании. Думаю, что это даже один из самых важных пунктов. У нас в последние годы было много много усилий по укреплению и оптимизации партийной системы и нынешняя реформа с выдвижением губернаторов победившей партией, как мне кажется - один из первых шагов по приобретению партиями серьезного институционального влияния и выстраивания не просто партсистемы, а механизмов ее работы и ответственности, взаимосвязи с другими ветвями власти.
Появляется серьезная ответственность региональных правительств перед парламентами, выборы в региональные собрания приобретают дополнительное значение - усиливается ответственность партий перед избирателями, которая на региональном уровне ощущалась, увы, недостаточно. И. вдобавок, увязывается с качеством работы исполнительной власти.
Прежняя система, скажем так, была в некоторых аспектах не совсем прозначна. Несмотря на то, что процедура выдвижения кандидатур губернаторов полпредами предусматривала общественное обсуждение, консультации, дискуссию - они не всегда проводились и не всегда были внятными - и между результатами этих консультаций и выдвижением кандидатур не всегда была очевидна жесткая связь. Здесь партия должна объяснять, почему она выдвигает именно этих людей и будет нести ответственность.
Единственное, что мне кажется необходимым предусмотреть в законодательство, эдакое развитие и уточнение в будущем - возможность предложения кандидатур партийными коалициями в региональных ЗАКСах. Может же сложится ситуация, что одна партия не имеет устойчивого большинства - и тогда коалиционный механизм (который нам прекрасно известен по опыту Германии и других стран). Тем более, что коалиционные процедуру способствуют дополнительному обсуждению кандидатур и большей легитимности кандидатов.
Встройте "Политонлайн" в свой информационный поток, если хотите получать оперативные комментарии и новости:
Добавьте Политонлайн в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google
Также будем рады вам в наших сообществах во ВКонтакте, Фейсбуке, Твиттере, Одноклассниках...