Дело за слово
Глава Министерства внутренних дел Владимир Колокольцев предложил ввести уголовную ответственность за материалы экстремистского характера, размещенные в интернете. Об этом главный полицейский страны заявил на заседании Совета Федерации 30 октября.
По мнению Колокольцева, интернет используется не только для общения, но и для оказания влияния на целые группы людей. Это законно и полезно, но... В сети, в том числе, высказываются и призывы к противоправным действиям. Колокольцев заявил, что говорит о фанатских группировках, а также о других радикально настроенных гражданах.
В качестве примера глава МВД привел недавние события в столичном районе Бирюлево, где происходили массовые беспорядки. «Введение уголовной ответственности позволило бы избежать подобных примеров», - считает Колокольцев.
Внимание правоохранительных органов к контенту в Сети, в последнее время усиливается. После многочисленных несогласованных акций протеста или беспорядков в Бирюлево, которые организовывались через соцсети, законодатели также озаботились принятием решительных мер. Естественно, как и многие законодательные инициативы, пытающиеся «ограничить, чтобы защитить», эти меры встретили самое разнообразное сопротивление: от требований прекратить мониторинг Сети, до обвинений в тоталиторизме.
Только позиция не совсем понятна: чем интернет, отличается от обычной улицы - "реала", как говорят пользователи? И там, и там можно призывать убить полицейского, устроить беспорядки или пойти митинговать. Только в отличии от улицы, где экстремистски настроенный гражданин выступает в роли самого себя (и за свои действия будет отвечать сам), найти автора в интернете, порой, бывает очень и очень трудно. К тому же, на территории России популярны блогплатформы, сервера которых, находятся в других странах. Это значит, что сервисы находятся вне российской юрисдикции, следовательно - правоохранительным органам придется отсылать кучу запросов и долго устанавливать того, кто, скажем, открыто призывал к преступлению.
Стоит сказать, что таких запросов российские правоохранители пишут совсем немного. В такой ситуации может помочь система СОРМ, которая устанавливается на оборудование российских интернет-провайдеров и операторов связи в обязательном порядке. В США и европейских странах, кстати, запросы от правоохранительных органов в сотовые компании и интернет-провайдерам сыплются постоянно.
В США, например, в тюрьме оказался чего-то "не того" принявший паренек, который решил развлечь своих подписчиков в Facebook. Парень объявил, что убьет президента Барака Обаму, когда тот будет выступать с речью в Универтситете Майами. «Возьмите свои телефоны и держите их наготове - я в любой момент могу пустить ему пулю в лоб», - написал пользователь. «Выкладывайте записи на YouTube".
Спустя немного времени, дом «фантазера» уже был окружен, а владелец аккаунта, с которого писались сообщения, арестован. В той же Америке, популярный блогер получил пять лет тюрьмы за критические высказывания об американском правосудии. Даниель Брюингтон начал разводиться с женой в 2007 году и процесс обещал быть долгим. Брюингтон считал, что судья неоднократно нарушил его родительские права, о чем блогер ежедневно рассказывал в своем дневнике, публикуя все новые данные бракоразводного процесса. Кульминацией стали угрозы в адрес судьи со стороны блогера. В 2011 году Брюингтона судили по трем статьям и приговорили к пяти годам
За размещение в блоге антиправительственных и резких политических комментариев, перед судом предстали и другой американец. Брендон Рауб (отслуживший, кстати, два срока в Ираке и Афганистане в составе морпехов США) был арестован за публикации в Facebook.
Таких случаев в США десятки. Сотни аналитиков ЦРУ занимаются мониторингом соцсетей и телефонного трафика. В России все гораздо скромнее, но, тем не менее, любая, самая скромная попытка, рождает яростное сопротивление. Пожалуй, из подобных случаев можно вспомнить лишь блогера из Уссурийска. Молодой человек не придумал ничего лучше, как спустя два дня после взрыва в аэропорту Домодедово, написать в Сети о новом готовящемся теракте в питерском Пулково. МВД отреагировало немедленно и провокатор был задержан. Естественно, «интернет-хомячок» не имел никакого отношения ни к терактам, ни к террористам. Однако, меняет ли это суть дела?
Нас никогда не удивляло, что ложное сообщение о теракте по телефону, приводит к неизбежному наказанию - однако подобного отношения к сообщениям в интернете мы пока еще не приобрели.
И если российские оппозиционеры заявляют, что интернет - это их политическое пространство и необоримая сила, а не детская песочница, то... не стоит ли и самим относится к виртуальному пространству на полном серьезе и не выступать за «киберанонимность»? Если это сила, политическая среда и мощный инструмент - давайте жить по закону. Если все же детская игрушка... Что ж, тогда давайте не обращать на нее внимания - но тогда пусть пользователи не обижаются, что их "не воспринимают всерьез".
Хотя такое отношение может привести неизвестно к чему. Да и самый оппозиционный интернет-пользователь, не дай Бог получивший в соцсетях серьезные угрозы... правильно, первым делом побежит в полицию "защитите, найдите, накажите".
Редакция
Встройте "Политонлайн" в свой информационный поток, если хотите получать оперативные комментарии и новости:
Добавьте Политонлайн в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google
Также будем рады вам в наших сообществах во ВКонтакте, Фейсбуке, Твиттере, Одноклассниках...