Российское образование - реалии и перспективы
Ситуация с образованием в России на данный момент весьма далека от идеальной - это признают и сторонники, и противники действующей власти. О неудачном опыте введения ЕГЭ, проблемах с курсом "Основ православной культуры" и о многом другом Politonline.ru говорил с экспертами и политологами.
Павел Данилин - политолог, руководитель портала "Кремль.Орг":
На мой взгляд, вопрос образования - это одна из самых важных сегодня задач, сродни с борьбой с алкоголизмом и наркоманией. Ни единый государственный экзамен, ни новый школьный предмет - основы православной культуры - не являются важными характеристиками современного образования. Поскольку ЕГЭ - это система оценки знаний, т.е. именно оценка, а не самостоятельная какая-то подача формы знаний. Поэтому критиковать единый государственный экзамен можно исключительно в применении к самой системе образования, системе подачи знаний ученикам. В этом деле у нас есть, конечно, очень большие проблемы, связанные с учебным планом, с нагрузкой на детей, которая в связи с этим учебным планом крайне высокая. А на самом деле наши дети учатся в школах гораздо меньше, чем дети, например, Китая или стран Западной Европы. То есть с одной стороны, учебный план предполагает крайне высокую нагрузку и крайне большой объем информации, который невозможно усвоить ребенку за то время, которое ему предоставляется, с другой стороны дети практически не заняты как в самой школе, так и вне школы.
То есть школа не выполняет свою главную функцию, потому что функция воспитания гораздо более важная, чем функция образования. Школа совершенно забыла, что она должна воспитывать. Я лично считаю, что наша система образования является в корне не годной. Там не просто проблемы, она в принципе не адекватна современному дню. Необходим комплексный подход по масштабному не просто реформированию, а революции в образовании. На это, понятное дело, никто не пойдет, поскольку учителя будут держаться за свое место, преподаватели будут ставить «палки в колеса». И как результат мы будем иметь ту самую школу, которая неадекватна потребностям сегодняшнего дня и не выпускает ни гражданина, ни образованного человека. Дело в том, что у нас система образования заточена (?) под государство 20 века и даже 19 века. Современное государство требует совсем иной системы подготовки молодого человека. Потом наша система образования до сих пор остается советской - т.е. она готовит человека по советским лекалам. Причем по советским лекалам она дает ребенку исключительно образование, а не воспитание. Вот в чем большая проблема. Мы живем в капиталистическом обществе. Формация сменилась, образование осталось прежним. Это невозможно. Из прошлого много можно взять положительного, желания ни у кого нет. Никто не хочет ничего менять.
Александр Русаков - ректор Ярославского государственного университета им.П.Г.Демидова:
Кампания этого года, связанная с единым госэкзаменом, очень много высветила наших технологических недоработок. Я имею в виду не только правительство, но и ректорский корпус - мы все отвечаем за то, что происходит, что произошло - не очень хорошо получилось. Мне кажется, что очень важный вопрос - экономика образования. Своего рода баланс между таким монетаристским образованием и подходом, связанным все-таки с решением социальных и гражданских задач. Как найти гармоничное соединение того, чтобы это было экономически выгодно и обществу, и государству в целом - образовательный сектор. С другой стороны, чтобы он, образовательный сектор, при этом отвечал тем задачам, которые перед ним ставят.
Важнейшим элементом, мне кажется, является сейчас понимание того, что преподаватель вуза должен быть обязательно ученым. Подход к образованию, как к некой образовательной услуге, начинает себя изживать. Это была достаточно модная теория, и она воплотилась у нас в создании дикого количества вузов с непонятной профилизацией и не очевидным качеством.
В кризис есть ощущение того, что мы должны многое переосмыслить, и думаю, что и наши учредители - Минобразовании и науки - поддержат, каждый вуз для себя должен определиться. Должно быть какое-то переосмысление задач. Тем более, что ситуация в экономике не самая хорошая, и мы должны быть ответственны за то, что делаем. И развитие научного блока в любом вузе должно идти впереди. Мне кажется, что эти вопросы сейчас наиболее важны.
Дискуссии по поводу того, нужен или нет ЕГЭ, - уже набившая оскомину вещь. Но что есть, то есть. Недавно как раз была пресс-конференция, посвященная международной конференции, которая состоится в сентябре в Ярославле, вот там как раз с коллегами из Москвы обсуждали ряд плюсов и минусов той системы ЕГЭ, которая была в этом году реализована. Мнения разошлись, но одна точка зрения прозвучала очень важная, именно с точки зрения социологов. Скорее всего, в этом году мы получили впервые и, может быть в последний раз, возможность посмотреть куда действительно люди думают, куда хотят поступать. Вот такая бездумная, с одной стороны, рассылка сертификатов и документов, она с одной стороны, как бы говорит, что выбор случаен, с другой стороны - это реальное состояние людей, которые хотят получить высшее образование. Это уникальный случай. Мы впервые сделали, в отличие от всего остального мира, без ограничений. Здесь очень богатая информация, и она должна быть подвергнута очень тщательному анализу. Именно с точки зрения реального отношения к высшему образованию и науке в обществе, а не то, которое нам бы казалось из наших кабинетов должно быть. Один из выводов очевиден. Как не говорилось про приоритетное направление естественно-научное, высокотехнологичное, инженерное и т.д., статистика говорит о том, что большинство людей выбирают гуманитарное направление, связанное так или иначе с экономикой, менеджментом и юриспруденцией. Этот факт говорит о том, что что-то мы не так делаем, не срабатывает система приоритетов, выстроенная с позиций государства. Это тоже повод для серьезного обсуждения.
Если говорить о международной конференции, которая состоится в Ярославле 14 сентября, все-таки эта конференция в меньшей степени посвящена образованию, она будет посвящена внутренней политике, вопросам экономической политике, экономической ответственности государства, социологическим вопросам. Я надеюсь, постараюсь сделать так, чтобы часть дискуссии была посвящена вот этому направлению - образовательной и научной области - как системообразующему. Вопросы образования и образовательной политики любого государства, на мой взгляд, здесь приобретают достаточно серьезное значение. Какая роль будет отведена именно этим вопросам в конференции, сказать сейчас трудно. Но я предполагаю, что, по крайней мере, дискуссия на эту тему обязательно будет. Тем более, сейчас образование в России находится в стадии осмысления модернизации, которая была проведена, и осмысления реформ. Поэтому использовать опыт наших коллег из других университетов, их будет много на конференции, ведущие университеты мировые, - из США, Европы,- хотелось бы здесь тоже почерпнуть некоторые идеи и свежие мысли.
Встройте "Политонлайн" в свой информационный поток, если хотите получать оперативные комментарии и новости:
Добавьте Политонлайн в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google
Также будем рады вам в наших сообществах во ВКонтакте, Фейсбуке, Твиттере, Одноклассниках...