Алексей Зудин: Необходимо конкретизировать роль местного самоуправления
Тема реформы, а точнее - оптимизации местного самоуправления, поднятая на прошедшем в Москве "Форуме действий" ОНФ вызвала, как и ожидалось, экспертную дискуссию о реальном положении дел с МСУ.
Напомним, что в начале 90-ых годов молодое российское государство решило поступить весьма и весьма радикально - отдав местному самоуправлению огромное количество полномочий. По сути, государственная власть в России заканчивается как раз на уровне субъектов, "ниже" которых находится ведение МСУ. Из-за этого, нередко (а точнее - очень часто), у местного самоуправления при всей массе полномочий, не хватает финансирования и как результат жители начинают возмущаться. И на местную власть, и на власть федеральную.
При этом в весьма демократических и, как любят квалифицировать СМИ, "цивилизованных" странах Европы руководство местного самоуправления одновременно является и частью государственной структуры - фактически, оказываясь "един в двух лицах", где первое - руководитель органа "гражданского общества", а второе - представитель федеральных властей. Более того, множество европейских стран предусмотрело и возможность прекращение федеральной или региональной властью полномочий местного самоуправления в случае нарушений закона или злоупотребления полномочиями.
У нас же, в России, получается, что будучи еще в 90-ых отделенными от федеральной и региональной властей, местное самоуправление и реализуют государственные полномочия (в случае, например, объявления выборов, призыва в армию, и т.п.). При этом эксперты замечают, что наиболее эффективна работа МСУ в малых городах, поселках, деревнях и областных центрах - там жители действительно решают текущие вопросы через "представительство гражданского общества". В городах-миллионниках же местное самоуправление либо "формализуется", либо просто не справляется с количеством задачи при имеющемся бюджете. В результате - правильно, пробуксовки.
"Разговор на эту тему был переведен в конкретную плоскость на недавно завершившейся конференции ОНФ, и там же прозвучали предложения по призванные уточнить и конкретизировать место и роль местного самоуправления",- заявил Politonline.ru член экспертного совета института социально-экономических и политических исследований Алексей Зудин. "Суть этих предложений можно охарактеризовать следующим образом - местное самоуправление должно выполнять свою главную функцию, а именно быть связующим звеном между обществом и государством",- считает эксперт и добавляет, что в существующем виде оно, скорее "воплощает не связь, а разрыв между обществом и государством". По мнению известного политолога там, где есть реальные возможности самоорганизации граждан - в полной мере должны действовать органы местного самоуправления - предусмотренные Конституцией и федеральными законами. "Самое главное - чтобы полномочия этих органов были обеспечены реальными ресурсами, а сейчас так происходит далеко не всегда",- пояснил он,- "Поэтому необходимы правовые и организационные уточнения в отношении принципа субсидиарности". Эксперт считает, что нужно "перестать воспринимать органы местного самоуправления, как институты, оторванные, или полностью изъятые из всего государственного механизма". "Мы знаем, что практика многих других стран предусматривает одновременно и реально функционирующие, полноценные органы местного самоуправления, и ответственность этих органов и их должностных лиц перед государством",- добавил Алексей Зудин. "Значит, необходимо, чтобы этот принцип так же начал действовать и у нас",- констатировал он.
Встройте "Политонлайн" в свой информационный поток, если хотите получать оперативные комментарии и новости:
Добавьте Политонлайн в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google
Также будем рады вам в наших сообществах во ВКонтакте, Фейсбуке, Твиттере, Одноклассниках...