Эксперты оценили предложение о реформе Совета Федерации
Сегодня лидер фракции ЛДПР Владимир Жириновский предложил реформировать Совет Федерации с целью дать 16 сенаторам пожизненное членство в верхней палата парламента.
Президент Института национальной стратегии Михаил Ремизов и заместитель председателя Экспертного совета Фонда «Институт социально-экономических и политических исследований» Родион Михайлов в интервью Politonline.ru поделились своим мнением относительно этого предложения.
Михаил Ремизов считает, что «есть логика, связанная с тем, что в Совете Федерации в присутствии регионов нет присутствия федерации, как таковой». По его мнению, это тема для конституционного творчества вполне допустимая. Однако есть некоторые нюансы: «Совсем недавно отказались от того механизма формирования представителей Совета Федерации, которая предполагала произвольное назначение губернатором своего представителя. И мне кажется, слабое звено этой системы состоит именно в произвольности этого назначения со стороны президента. То есть идея кагорты членов Совета Федерации, которая непосредственно представляла бы федеральный центр, обсуждаемая и имеющая право на существование. Механизм произвольного назначения президентом своих представителей явно несовершенен, нужно подумать об альтернативах».
Кроме того, по мнению Ремизова, определенные проблемы могут возникнуть с личными мотивами политиков: «Видимо, некое пожизненное сенаторство видится синекурой для отставных политиков, и политических тяжеловесов разного профиля. Возможности использования или создания синекуры в Совете Федерации были сильно сокращены предшествующими реформами его формирования. И тут есть некий шанс эту возможность восстановить. Вопрос в механизме» - считает эксперт.
В свою очередь Родион Михайлов выделил несколько аспектов в предложении лидера ЛДПР: «Предложение Жириновского достаточно интересное, в общем, оно созвучно с трендами развития парламентаризма во многих странах мира.
Первый аспект заключается в том, что у нас Совет Федерации - это не только палата регионов, как ее принято считать, это еще и особый политический институт - институт реализации федеративных отношений. Не случайно именно в федеративных государствах практически повсеместно действуют двухпалатные парламенты, хотя, таковые существуют и во многих унитарных государствах. А сторонами федеративных отношений выступают субъекты РФ и федеральный центр. Но именно федеральный центр не представлен в Совете Федерации. У нас, как известно, представлены только регионы, по 2 члена Совета Федерации от каждого субъекта РФ, один представляет законодательный орган власти, другой - исполнительный орган власти. Поэтому, в принципе, введение такой президентской квоты, условно говоря, в виде назначаемых президентом членов Совета Федерации, позволило бы решить данную проблему.
Второй аспект заключается в том, что подобная практика, назначение членов верхней палаты, достаточно широко распространена. Мне удивительно, что либеральные законодатели начала 90х годов, формируя нашу конституцию, не изучили мировой опыт. Достаточно сказать, что подобная практика в том или ином виде распространена примерно в 40 государствах мира. Отмечу, что, например, в Ирландии из 57 сенаторов 11 назначаются главой государства. В большинстве бывших британских колоний члены верхней палаты парламента назначаются, как собственно и в самой Великобритании. Но так как нам более интересен федеративный опыт, отметим такие федерации, как Малайзия и Индия. В Малайзии, например, из 69 членов сената 43 назначается королем, а 26 субъектами федерации. В Индии, федеративном государстве, очень интересном и сложном, президент страны назначает 12 из 250 членов верхней палаты. Если отойти от федеративных государств, и перейти к нашим соседям, то можно сказать, что подобная практика имеет место в 4 бывших республиках СССР: в Казахстане, Таджикистане, Узбекистане и Белоруссии. Там в ходе государственного строительства было принято решение перейти от однопалатной к двухпалатной системе парламента, и в каждой из этих 4 стран в верхней палате есть президентская квота. В Казахстане это 15 членов из 47, то есть практически треть, в Таджикистане 8 из 33 членов верхней палаты назначаются президентом, 25 избираются на совместных заседаниях депутатов от административно-территориальных единиц республики. В Узбекистане 100 сенаторов из них 16 назначаются президентом страны. В Белоруссии 64 члена верхней палаты, 8 из них назначаются главой государства. Это близкий нам опыт, опыт наших бывших республик СССР, которые идут по такому же пути, что и Российская Федерация, и у них везде реализуется подобная схема.
И наконец, в Италии реализована практика назначения членов верхней палаты как выражение общественного признания в отношении наиболее достойных и уважаемых людей общества. Там у президента есть квота в верхней палате в пять мест, и он назначает туда людей, которые прославили страну различными достижениями. Кроме того, в Италии, а также в Казахстане, бывший президент страны автоматически становится членом верхней палаты парламента.
Как мы видим, практика назначения главой государства некоторой части сенаторского корпуса довольно распространенная, мировой опыт, однозначно, свидетельствует в ее пользу, и мне кажется, что было бы интересно ее рассмотреть применительно к нашему Совету Федерации. Разумеется, это потребует определенных изменений, в том числе, изменений в Конституции РФ».
Встройте "Политонлайн" в свой информационный поток, если хотите получать оперативные комментарии и новости:
Добавьте Политонлайн в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google
Также будем рады вам в наших сообществах во ВКонтакте, Фейсбуке, Твиттере, Одноклассниках...