Из России с любовью...
Парадоксально, но факт: за последние годы, за исключением пресловутых сотрудников американского посольства в Москве, один из которых носил фамилию Бонд, а другой пытался играть в одноименного киногероя с париком и компасом, большинство уличенных в антигосударственной, подрывной деятельности на территории России граждан иностранных государств принадлежали к прекрасному полу. Тут наверное стоит добавить, что это утверждение, основанное на статистической данности, относится к тем случаям, когда факт недопуска на территорию РФ того или иного иностранца либо изгнания его за рубеж в результате получал огласку.
Едва ли в этом наблюдении есть что-то романтическое, и уж тем более - мистическое. «Валькирии Государственного Департамента», «Мата Хари Белого Дома» - для более-менее сведущего человека эти газетные клише звучат совершенно по-дурацки. Не было у наших героинь ни общих кураторов, ни общей цели, ни общей судьбы. Роли их и значение для организации «протестного движения» в России были так же абсолютно различны. Иные вообще и доехать-то до нас не смогли - просто помахали из за пограничных столбов голыми гениталиями, а дальше их не пустили кроваворежимные псы. Вот вам несколько примеров:
Гражданка Молдавии, Наталья Морарь, проделавшая благодаря вниманию и опеке со стороны одного из ведущих либеральных журналистов России, Евгении Альбац путь от «ассистента» Марии Гайдар до главной «молодой оппозиционерки Молдавии», вышедшая замуж за работавшего тогда в «Коммерсанте» Ильи Барабанова в целях получения российского гражданства для беспрепятственного въезда в Россию. Работала в фонде Михаила Ходорковского, в пресс-службе «Другой России». Брак с Барабановым распался. После нескольких лет запрета на въезд, с 2012го года начала вновь посещать Россию.
Гражданка Франции, Карин Клеман, бывшая жена бывшего депутата Государственной Думы Олега Шеина. Возглавляла крупнейшую на 2008-2009 годы сетевую организацию по поддержке радикальных социалистов - «Институт коллективных действий» (ИКД). Оказывала финансовую помощь «Левому Фронту», «Автономному Действию», поддерживала «боевых антифашистов». Выступала координатором союза между «Левым Фронтом» и оппозиционным профсоюзом «МПРА». Покинула Россию всего на год. Фактический запрет на въезд отсутствовал. Отъезду предшествовал ряд публикаций в СМИ, обличающих деятельность Клеман и трагическое убийство её друга и коллеги по ИКД адвоката Станислава Маркелова. Брак с Шеиным распался. Вернувшись в Россию вновь, но уже на незначительном уровне участвовала в оппозиционной деятельности. Продолжает заниматься ИКД, который сконцентрирован в последние годы на социальной и экологической проблематике. Работает преподавателем в одном из крупнейших ВУЗов России.
Гражданка Украины, Анна Гуцол - лидер широко известного в последние годы движения «Фемен». После серии вандальных актов в отношении христианских святынь по всему ЕС, на Украине и в России, связанных по мнению большинства СМИ с поддержкой находящихся под следствием активисток Pussy Riot, при попытке пересечения границы с РФ, в 2012 году была задержана в аэропорту Пулково (Санкт-Петербург) и депортирована во Францию. Больше попыток въезда в Россию не предпринимала. Во время революции на Украине сбежала в Швейцарию, где запросила получение политического убежища, в чем ей было отказано.
Гражданка Литвы, Юстина Тилаите - директор Международного центра электоральных исследований. Летом 2014 года, в Санкт-Петербурге участвовала в четырехдневной конференции движения в защиту прав избирателей «Голос». По данным ряда СМИ, конференция оплачивалась на средства иностранных организаций (ведется расследование), что может являться нарушением закона. В России действует запрет на финансирование избирательных кампаний с помощью иностранных государств и юридических лиц. Была выдворена из России в связи с нарушением визового режима. Въезд был осуществлен по туристической визе, в то время как госпожа Тилаите какое-то время в Санкт-Петербурге осущестувляла профессиональную деятельность.
Гражданка США, Дженнифер Гаспар. Супруга руководителя петербургского «Института развития свободы информации» Ивана Павлова. Официально - осуществляла консалтинговую деятельность для ряда НКО с иностранным участием, т.е. для организаций, попадающих под закон об «иностранных агентах». Лишена вида на жительство в России. В настоящий момент пытается оспорить решение ФМС через суд. Бой идет не только в залах Фемиды, но и на страницах СМИ, начиная от привычных для России «Граней» и «Новой Газеты», заканчивая «грандами» медиа-пространства.
Иван Павлов, в частности, в статье крупнейшего финансового издания в мире Wall Street Journal, в контексте критической статьи о получении Эдвардом Сноуденом вида на жительство в РФ, характеризуется ни больше ни меньше как (цитата): «выдающимся российским юристом и защитником прав и свобод» . Практически по классике: «...гигант мысли, отец русской демократии, особа, приближенная к императору». Кстати, достаточно занятно расточаемые за океаном в адрес г-гна Павлова комплименты выглядят с учетом его прошлого участия в защите обвинявшихся в шпионаже в пользу иностранных государств, часть которых была осуждена. Воистину, кому - шпионы, а кому - разведчики!
Может быть, госпожа Гаспар случайно оказалась в данном списке амазонок, ставших жертвами Системы? Может быть, в этой прекрасной семейной паре есть скрытые таланты? Они играют на пианино с завязанными глазами? Умеют лопать силой лёгких грелку? Давайте посмотрим чуть внимательнее.
Удивление иностранных СМИ совсем понятно. Своих - не бросаем. НКО Павлова получала иностранное финансирование. В частности в 2012 году одно из крупнейших американских НКО - Фонд МакАртура выделил Фонду свободы информации (другое название предприятия г-на Павлова) грант в размере 300 тысяч долларов сроком на три года. Заявленная цель - «мониторинг и оценка сайтов правоохранительных органов на предмет их информативности и открытости». В 2011 году фонд Павлова получил 90 тысяч долларов от небезызвестного «National Endowment for Democracy» (NED) Исходя из данного гранта - фонд должен был осуществлять мониторинг государственных электронных ресурсов, преимущественно - с точки зрения возможных нарушений или «странностей» в госзакупках. И так далее. Далее - на самом деле много и долго.
Всего организация получила за последние годы более полумиллиона долларов от иностранных НКО, в т.ч. уличенных в финансовой поддержке структур, участвовавших в революциях на Ближнем Востоке. Но, на учет в качестве «иностранного агента» фонд вставать отказался. Такая позиция вызвала определенное непонимание у Прокуратуры, бодание с которой в суде г-н Павлов продолжает до сих пор.
Как-то странно получается, вы не находите? Wall Street Journal называет выдающимся юристом директора мониторингового центра, осуществляющего анализ работы сайтов органов исполнительной власти России в интересах Соединенных Штатов Америки на их деньги. Не совсем понятно, что в этом сильно «юридического», и что мешает организации своевременно встать на учет. Видимо, игнорирование российской законодательной базы и есть одна из форм и признаков выдающихся юридических качеств. Какие уж тут грелки надувать, тут целую Прокуратуру надувают. Впрочем - донадувались.
Далее, что мешало «заботливому мужу» и «выдающемуся юристу» г-ну Павлову своевременно отреагировать на вынесенное еще в апреле ФМС решение об отказе в предоставлении его супруге российского гражданства? Вместо того, чтобы теперь обвинять Россию, что государство пытается разлучить его с женой, и он будет вынужден эмигрировать, дабы не разрушался брак и не страдала дочь? Когда дела взрослых проходят через детей - это плохо, какие уж тут шутки и ирония. Только вот кто в их страданиях виноват на самом деле? Ответ самоочевиден: «злое» государство, заставляющее соблюдать законы и наказывающее за их игнорирование. Отличается ли Дженифер Гаспар от других замечательных дам, фигурирующих в нашем списке? В общем-то, нет. Все они, хотя и в разной плоскости, либо нарушали российское законодательство, либо открыто демонстрировали готовность и намерение нарушить оное.
Занятной представляется выбранная супругами линия поведения: вместо того, чтобы, выехав из России, получить, как все обычные люди, визу, и вернуться обратно, госпожа Гаспар как будто специально идет на обострение ситуации. Хотя, «идет» в данном контексте - это не совсем правильное слово, так как, если верить СМИ, лично являться на судебные заседания наша гостья в силу неких причин не считает для себя необходимым.
Выдворение Дженифер Гаспар помимо ее воли будет означать закрытие обратного въезда (сейчас, если верить СМИ, такое решение в отношении супруги г-на Павлова не принято), что, вроде как, не соответствует заявленным интересам семьи правозащитников. Циничные наблюдатели могли бы предположить, что семейство куда больше озабочено резонансом в СМИ, а не реальным исходом своего дела. Мы, безусловно, так не считаем, однако не можем не отметить, что, с точки зрения пиара, история с депортацией Гаспар - это просто золотое дно. Если посмотреть на темп роста числа упоминаний нашей гостьи в электронных СМИ - то героям всяких светских скандалов остается тихо плакать от зависти. Да и титул типа «выдающийся юрист» из уст признанных мастеров свободного слова - он тоже дорогого стоит.
Остается только посочувствовать суду, работа которого велась в обстановке беспрецедентного внимания со стороны правозащитного сообщества. «Страна папы депортирует маму»: так озаглавлен текст, вывешенный вечером перед очередным заседанием на сайте «Когита», принадлежащем центру «Мемориал». Давление на суд? Ну что вы, обычная беспристрастная журналистика! На текущий момент в деле наступила пауза: 19 августа судья Марина Мотова официально признала решение ФМС об аннулировании госпоже Гаспар вида на жительство в России обоснованным, однако наши герои, по словам журналистов, уже заявили о готовности обжаловать этот вердикт в следующей судебной инстанции. Драма продолджается, запасайтесь попкорном!
Парадоксально, но факт: как мы видим из примеров К. Клеман и Н. Морарь, никаких проблем с нахождением на территории России ни у гражданки Молдовы, ни у гражданки Франции сегодня нет. Перестали принимать активное участие в попытках организации либеральной и лево-либеральной оранжевых революций в России - и, судя по всему, количество вопросов к ним сократилось до нуля. Странно, не правда ли? Бузить нельзя, а наукой заниматься - пожалуйста. Вся воспетая многими поколениями певцов либеральной свободы глубина и жестокость режима сразу выходит наружу: добрые люди кровопролитиев ждали, а их все нет и нет... Так может быть и другие - поймут? Ну, вдруг им на самом деле - нравится в России? Вдруг лидер движения «Фемен» хотела съездить в Третьяковскую Галерею или на Валаам? Но не затем, чтобы рубить картины и кресты, а просто в качестве туриста, как это ежегодно проделывает множество иностранцев, привозящих домой теплые воспоминания о настоящей России, существующей в реальности, а не в страшных сказках Джен Псаки?
Так что, кто знает, может быть когда-нибудь госпожа Тилаите и госпожа Гуцол получат российскую визу, купят путевку и вновь посетят нашу страну. Может быть, к ним присоединится и госпожа Гаспар. Представьте себе английский паб недалеко от Белого Дома у метро «Баррикадная», в котором ставшие с годами еще более статными и обворожительными леди в стильных плащах, забыв про кинжалы, вспоминают свою боевую молодость. Кто говорит, что «бывших не бывает»? Смог же, например, британский разведчик Генри Грэм Грин с годами превратиться в успешного писателя? Так может и нашим героиням стоит попробовать пойти по этой стезе, тем более что фантазии им - не занимать? Да и с аудиторией проблем не будет - ведь сегодня сложно найти человека, который бы не слышал про «Фемен», «Голос» и Гаспар.
Анатолий Лантов
Встройте "Политонлайн" в свой информационный поток, если хотите получать оперативные комментарии и новости:
Добавьте Политонлайн в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google
Также будем рады вам в наших сообществах во ВКонтакте, Фейсбуке, Твиттере, Одноклассниках...