США собираются подчинить весь мир своим законам
Итак, обе палаты Конгресса США преодолели вето президента Обамы на закон, который все окрестили «законом об исках к Саудовской Аравии за 11 сентября».
Отныне все американские физические и юридические лица, пострадавшие в результате терактов 11 сентября 2001 года, могут подавать иски в американские суды на тех, кто будет этими же судами признан виновным в организации или содействии организации этих атак.
Поскольку большинство террористов, участвовавших в данных терактах, были саудовскими гражданами, считается, что иски посыпятся именно на Саудовскую Аравию.
Безусловно, если все будет так, то это станет серьезным ударом по американо-саудовским отношениям и, возможно, по американским позициям на Ближнем Востоке.
Однако, причем тут Саудовская Аравия? Закон, о котором идет речь, называется «Закон о преследовании спонсоров терроризма», сокращенно по-английски JASTA, и в нем нет ни слова ни об 11 сентября, ни о Саудовской Аравии.
И в этом вся суть. В законе речь идет о спонсорах терроризма вообще. То есть любое государство может быть объявлено американским судом таким спонсором и к нему могут быть обращены иски американских граждан и компаний в случае, если они пострадали в ходе терактов, спонсируемых этим государством.
Доказательства вины государства будут предоставляться разведкой США или, на худой конец, прессой.
Как это делается, мы все видели неоднократно на примерах Ирака, Ливии и других стран. А концепция ответственности государства за терроризм была опробована еще администрацией Рейгана в 80-х годах прошлого века, когда та же Ливия, например, была объявлена государством-террористом. Обвинения выдвигал Белый дом, он же принимал решение о наказании - бомбардировках Ливии.
Так что нынешний закон JASTA является лишь более «цивилизованной» редакцией рейгановского самоуправства (или, как называли его действия в СССР - политики ковбойских наскоков). Теперь вину устанавливать будет не Белый дом - политический орган, а американский суд - орган юридический.
И Саудовская Аравия тут, по большому счету, ни причем. Тем более, что JASTA дает возможность правительству США договориться с обвиняемым государством во внесудебном порядке, так сказать, полюбовно. И наверняка с Эр-Риядом так и произойдет.
На деле JASTA - это очередной шаг в последовательном стремлении США распространить американскую юрисдикцию на весь мир, сделать ее глобальной, заменить ею международное право, а точнее - международное уголовное право.
Здесь уместно заметить, что с 2002 года функционирует Международный уголовный суд, который, по идее, мог бы взять на себя разбор дел, связанных с международным терроризмом. Но дело в том, что США отказались участвовать в этом суде, они не признают его юрисдикции. Вашингтон справедливо опасается, что значительная часть исков в МУС может быть обращена против самих Соединенных штатов, их армии и спецслужб, которые отнюдь не отличаются щепетильностью и гуманностью.
Римский статут, учредивший МУС, был объявлен нарушающим национальные интересы и суверенитет США. А в 2002 году был принят специальный Закон о защите американского персонала за рубежом, который разрешил применение военной силы для освобождения любого американского гражданина, задержанного на территории какого-нибудь государства по ордеру МУС.
Также США заключили двусторонние соглашения с рядом стран, в которых обязали их не выдавать подозреваемых американских граждан Международному уголовному суду.
Так что по сути JASTA - это американская альтернатива Международному уголовному суду. И вполне вероятно, что эффективность JASTA будет выше, поскольку он не требует долгих процедур, международных консенсусов и тому подобных нудных формальностей, которые так раздражают американцев.
В Америке уже давно призывают отказаться от всей этой мишуры, которая делает организации типа ООН бессильными. На их место должно придти быстрое и эффективное правосудие - естественно, американское.
Что касается опасений Обамы, мол, нормы JASTA могут быть обращены против самих США - то такая перспектива американскую элиту не смущает. Нет сомнения, что решения судов других государств Америка просто-напросто не признает.
Можете вы представить себе, чтобы кто-то в США всерьез воспринял решение иракского, или сирийского, или ливийского, или даже саудовского суда? Это невозможно. Так что тут никаких проблем не будет.
Но вот что представить себе очень даже возможно - так это иски против России. Вашингтон вполне может признать поддержкой терроризма любые действия России по защите своих интересов или интересов своих союзников. Ведь определения терроризма и поддержки терроризма будут формулироваться Америкой.
Поэтому JASTA - это не просто еще один атрибут американской исключительности, о которой так любит рассуждать Обама. Хотя этот закон очень подходит под тот тезис, с которым он недавно выступал в ООН - тезис о «сотрудничестве США с Богом», по крайней мере, на законодательном уровне.
JASTA - это потенциальная угроза России. И именно так нужно понимать этот закон. И нам нужно быть готовыми к тому, что его нормы в любой момент могут быть обращены против наших интересов. Особенно, если президентом станет Хиллари Клинтон. К этому нужно быть готовыми и нужно выстраивать свою систему юридической защиты, а еще лучше - контрнаступления.
Дмитрий Нерсесов
Встройте "Политонлайн" в свой информационный поток, если хотите получать оперативные комментарии и новости:
Добавьте Политонлайн в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google
Также будем рады вам в наших сообществах во ВКонтакте, Фейсбуке, Твиттере, Одноклассниках...