Повышение пенсионного возраста вызовет обеднение предпенсионеров
Аналитики пришли к выводу, что повышение пенсионного возраста не повлияет на показатели бедности населения России в целом, но среди граждан предпенсионного возраста сложности только возрастут.
Как сообщается в докладе "Анализ влияния повышения пенсионного возраста на уровень бедности" РАНХиГС, уровень бедности в России будет снижаться, но очень медленно. По мнению авторов - экономистов Юрия Горлина, Марины Карцевой и Виктора Ляшка, этот показатель снизится к 2028 году до 11,9% в умеренном сценарии макропрогноза, в оптимистичном сценарии - до 9,8%.
Этот документ был обнародован в рамках Апрельской конференции НИУ ВШЭ 10 апреля. Все расчеты производились из оценки уровня бедности в 2018 году в 13,1% от всего населения. Ожидается, что за первые два года переходного периода пенсионной реформы (2019-2020 годы) уровень бедности снизится с 13,1 до 12,6%.
Эксперты объясняют это тем, что что в самом начале реформы возможность получать пенсию теряет сравнительно небольшое количество граждан, а зафиксированный законом размер индексации пенсий наиболее высок. При этом в 2019 году индексация пенсий неработающих пенсионеров составила 7,05%Э, а дальше эти показатели будут составлять 6,6%, 6,3%,и от 5,5 до 5,9% соответственно.
Бедность будет сокращаться за счет роста экономики, увеличения зарплат, и ускоренного роста пенсий на 1,5-2 п.п. выше инфляции. Также свою роль сыграют компенсационные меры, куда входят льгота по выходу на пенсию для граждан, достигающих пенсионного возраста в 2019 и 2020 годах, и сохранение налоговых и социальных льгот для предпенсионеров и др.
Проблема в том, что уровень бедности среди предпенсионеров к 2028 году повысится с 4,2% в 2018 году до 7,3% в умеренном сценарии и до 6,1% в оптимистичном. Это будет заметно, так как и доля предпенсионеров в населении России составляет 6-7%.
Станет сильнее бросаться в глаза и дефицит дохода граждан предпенсионного возраста. Если в 2018 году он составлял 23% от прожиточного минимума трудоспособного населения, то на десятый год реформы глубина бедности увеличится до 34% - 36%.
Автор доклада, старший научный сотрудник Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Марина Карцева, отметила, что у предпенсионеров не будет пенсии, они должны будут работать, чтобы жить. Согласно расчетам, количество граждан, которые вынуждены остаться на рынке труда в связи с повышением пенсионного возраста, составит 10%.
Правительство, впрочем, озабочено защитой интересов предпенсионеров, которые при потере работы рискуют остаться как без пенсии, так и без зарплаты. Сегодня максимальный размер пособия по безработице для предпенсионеров увеличен с 4,9 тыс. до 11,28 тыс. руб., а период такой выплаты составляет один год.
Напомним, доклад составлялся согласно двух сценариев макропрогноза. Умеренный сценарий основан на базовом прогнозе Минэкономразвития ( прогнозируется рост экономики России от 1,3% в 2019-м до 1,5% в 2020 году).
Оптимистичный сценарий до 2024 года предполагает, что ближайшие темпы роста ВВП соответствуют базовому прогнозу Минэкономразвития, где прописаны ускорение темпов роста экономики до 3,3% к 2024 году. Стоит добавить, что закон о пенсионной реформе был подписан президентом 3 октября 2018 года.
Российский президент Владимир Путин в телевизионном обращении к россиянам объяснил, что повышение пенсионного возраста призвано "обеспечить устойчивость и финансовую стабильность пенсионной системы на долгие годы вперед". Данная инициатива была негативно воспринята обществом, но тем не менее период пенсионной реформы стартовал 1 января 2019 года и продлится в течение десяти лет.
Сама эта правительственная инициатива привела к росту протестного потенциала и неодобрения деятельности институтов власти, обрушив показатели социального оптимизма. Власти позже признавались, что не ожидали столь тяжелой реакции общества на пенсионную реформу.
При этом чиновники вовсю уже обсуждают новый налог на доходы, пишут в телеграм-канале "Финансовый говорун".
Помимо 13% НДФЛ рассматривается возможность удерживать еще и 6% - составную частью для формирования индивидуального пенсионного капитала. Предполагается, что данные взносы вместо работодателей будут осуществлять сами работники - или смогут отказаться от них.
В одной из редакций законопроекта также прописывалось, что ставка отчислений на накопительную пенсию по умолчанию будет увеличиваться на 1 процентный пункт каждый год - от 0% до 6%. Т.е. работникам нужно будет решить, хотят ли они платить новый налог.
Отчисления с зарплат будут направляться определённым финансовым посредникам. Задача инициативы - увеличить размеры пенсий (очевидно, "разгребать" последствия своей же провальной реформы правительство не в состоянии) и сформировать источник "длинных" денег.
Касательно же внедрения нового налога явная спешка пока отсутствует: инсайдеры утверждают, что в законопроекте ещё слишком много неувязок, а очередные глобальные потрясения на системном уровне спровоцируют новое недовольство.
Встройте "Политонлайн" в свой информационный поток, если хотите получать оперативные комментарии и новости:
Добавьте Политонлайн в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google
Также будем рады вам в наших сообществах во ВКонтакте, Фейсбуке, Твиттере, Одноклассниках...