Россия и Европа должны сблизиться в Ярославле
Экс-советник президента США Джимми Картера, профессоро Центра международных исследований им. Роберта Осгуда на факультете передовых международных исследований Университета Джона Хопкинса, член международной Комиссии экспертов Атлантического совета Збигнев Бжезинский планирует поговорить о национальной и наднациональной идентичности.
"До сих пор европейская идентичность не приобрела такого же значения для французов, немцев или поляков, как их собственная национальная идентичность, - говорит он. - В то же время любой, кто приезжает в Соединенные Штаты Америки, знает, что в течение короткого периода времени он или она станут рассматриваться как полноправные американцы, и что более важно, они смогут себя ими чувствовать", - уверен Бжезинский.
В России проблема европейской идентичности пока вообще неактуальна, зато существует проблема русских в странах, вступивших в Евросоюз - в тех же странах Балтии. По мнению Бжезинского, в ходе постепенного сближения между Россией и ее западными соседями проблема меньшинств исчезнет. "Застарелые конфликты можно разрешить на справедливой и конституционной основе", - считает он.
"Я надеюсь, - резюмировал Бжезинский, - что конференция будет полезной не только для обсуждения проблем мультиэтнических обществ, но и станет шагом к построению более кооперативной системы международного многостороннего сотрудничества".
Директор центра имени Бертольда Байтца при Германском совете по международным отношениям и координатором форума ЕС-Россия Александр Рар планирует затронуть не столько вопросы идентичности, сколько проблему такого сложного образования, как Евразия.
«Термин «Евразия» еще не введен в оборот в глобальном геополитическом контексте и политологии, - говорит Рар. - Никто на Западе до сих пор не знает и не понимает, что означает «Евразия» в различных контекстах. Да, есть Европа, есть «Расширенная Европа» (понятие из внешнеполитической терминологии Европейского Союза), есть и Азия, однако термин «Евразия» используется только в таких странах, как Казахстан и Россия. Однако я уверен, что в ближайшие годы этот термин станет более важным с политической точки зрения, поскольку Евразия развивается и постепенно выходит из тени», - заметил политолог.
По его мнению, термин «Евразия» будет использоваться при обсуждении вопросов энергетической безопасности и борьбы с международным терроризмом в Афганистане и Центральной Азии, он будет очень важным для тех, кто будет создавать инфраструктуру и наводить мосты между Европой и Азией. В будущем этот термин приобретет, по мнению Александра Рара, большое политическое значение.
Пока же, по мнению немецкого политолога, Россия и Казахстан должны убедить НАТО и Европейский Союз в том, что Евразия как новая политическая единица и ее институты, которые будут созданы или уже существуют, такие как ЕврАзЭс и ОДКБ, не направлены против интересов Европы и Запада. Наоборот, - по его мнению следует подчеркивать, что они созданы в качестве дополнения к уже существующим европейским институтам, что Евразия видит себя частью общего европейского дома. «Я считаю, - говорит Рар - что одним из очень важных практических шагов была бы реализация проекта общей системы ПРО между Европой, Евразией и Соединенными Штатами Америки. После того, как силы НАТО покинут Афганистан, определенную роль в поддержании мира и процессе стабилизации в этой стране должны будут взять на себя некоторые евразийские страны». Осуществление этих и многих других задач поможет Евразии, по мнению Александра Рара, занять свое место в мировой политике.
В целом же он считает, что достойной темой для обсуждения на Мировом политическом форуме в Ярославле является дальнейшее обсуждение места и роли России в мире, и в особенности в европейской политической архитектуре. «По моему мнению, дискуссия по этим вопросам обязательно будет иметь место», - считает Рар. Однако основным посылом конференции должно быть, по его мнению, то, что мы - Россия и Европа - вместе. «Этот Форум должен помочь нам преодолеть существующие барьеры и противоречия, - говорит Рар. - И Россия, и Европа не желают, чтобы мировой порядок создавался без их участия, поскольку существует опасность, что Америка и Китай образуют «большую двойку» (G2), в которой Европа и Россия будут лишь на вторых ролях. Такое развитие событий противоречит интересам европейского континента, поэтому нам необходимо сблизиться намного больше, чем сейчас или раньше. Нужно, - продолжает немецкий политолог, - стремиться к созданию «большой четверки» (G4), которая будет включать США, Китай, Европу и Россию. Я бы хотел поговорить об этом, и я надеюсь, что в ходе дискуссий, которые состоятся в Ярославле, мы улучшим наши знания и общение друг с другом. А возможно, нам удастся найти пути для начала работы над совместной «Ярославской инициативой», которая создаст и будет продвигать евразийскую философию для Европы - нечто вроде Восточного пакта стабильности», - надеется Александр Рар.
Встройте "Политонлайн" в свой информационный поток, если хотите получать оперативные комментарии и новости:
Добавьте Политонлайн в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google
Также будем рады вам в наших сообществах во ВКонтакте, Фейсбуке, Твиттере, Одноклассниках...