Есть такая профессия: себя защищать.
С начала 2011 года в России пострадали 150 журналистов. Такую леденящую цифру озвучил председатель комиссии Общественной палаты по коммуникациям, информационной политике и свободе слова Павел Гусев.
У Международного института прессы другие подсчеты: в прошлом году в мире за свободу слова сложили головы 102 сотрудника СМИ, из них двое в нашей стране. Всего же, по данным института в России за последние десять лет погиб 31 репортер, то есть в среднем по трое за год.
Бесспорно, любая преждевременная смерть - горе. И существует множество профессий, где человек иногда вынужден рисковать. Однако это его выбор, между выполнением служебного долга и возможностью написать заявление «по собственному».
Например, в среднем у нас погибает не менее 40 пожарных ежегодно (в 2011 году в Америке буквально сгорело на работе 72 огнеборца), однако подобная и не менее печальная статистика никого «не возбуждает», ибо даже при горячем желании сложно перевести подобные трагедии в иную плоскость.
То ли дело - журналисты, они всегда на виду, из чего следует вывод - они всегда на посту. Зашла редактор телеканала Russia Today Наталья Архипцева в кафе, а там пьяный «отморозок» ранил ее из травматического пистолета. Наверняка, ведь в «свободу слова» целил гад. Или, майор МВД из Подмосковья жестоко избил журналистку Наталью Сейбиль за отказ знакомиться с ним на улице. На самом деле, майор, конечно же напал, чтобы помешать Сейбиль и дальше нести правду людям в таких бескомпромиссных передачах, как «Закрытый показ» и «Пусть говорят», где она трудилась шеф-редактором.
С подобным подходом, удивляет столь ничтожное число пострадавших «от произвола» - напомню всего-то 150 журналистов были, цитирую, «избиты, покалечены, либо получали угрозы». С учетом того, что каждого блогера теперь можно причислить к «пишущей братии», а любого обладателя фотокамеры на мобильном телефоне при желании можно объявить репортером, профессиональным защитникам «свободы слова» действительно есть, где развернуться.
Особенно, если пройдут поправки в УК, согласно которым посягательство на журналиста станет отягчающим вину обстоятельством. Вообще-то, по всей строгости надо спрашивать и за пожарных, и за дворников, и за продавцов мороженного, но пока повезло только журналистам. Похоже, сбывается их почти вековая мечта, «чтоб к штыку приравняли перо».
А вот зарубежные «голоса» все никак не успокоятся: «Спустя несколько лет после убийства Анны Политковской, занимавшейся журналистскими расследованиями, в России практически ничего не сделано для того, чтобы журналисты и правозащитники, осмеливающиеся обличать злоупотребления и выступать против властей, чувствовали себя в большей безопасности», - утверждает Amnesty International.
Таким образом, хотя убийцы Политковской и задержаны (даже ее близкие не отрицают этот факт), «осмеливающиеся» правозащитники по-прежнему не чувствуют себя в бОльшей безопасности. Власть до сих пор не приставила к каждому из них круглосуточную охрану, а когда такое все же происходит, например при административных арестах, ее (власть) обвиняют в подавлении свободы.
Казалось бы - замкнутый круг, ан нет! На днях объявлено о создании оперативного Центра защиты правозащитников. «Первыми партнерами центра стали «Мемориал», межрегиональная ассоциация «АГОРА», и Независимый экспертно-правовой совет. В Общественный совет центра уже вошли Людмила Алексеева, Валентин Гефтер, Юрий Джибладзе и Андрей Юров», - сообщили в Московской Хельсинкской группе.
Новый дозор собирается отслеживать «случаи давления на правозащитников» и «взаимодействовать с международными институтами по вопросам защиты правозащитников».
«Защита правозащитников» - лишь на первый вкус «каша масляная с маслом». Когда распробуешь - поймешь, блюдо приготовлено в самый раз. Предстоящие парламентские выборы отечественная оппозиция уже поспешила объявить не легитимными, пообещав акции протеста «оранжевого» цвета. Дальше цепная реакция: реакция власти, реакция Центра «защиты правозащиты», реакция «международных институтов» - такой вот период «полураспада».
Теперь вернемся к тому, с чего начали. Увы, никто не сделал в нашей стране столько для дискриминации журналистики, как сами журналисты. С правозащитниками та же история - добровольно присвоив себе это звание?, титул?, образ жизни? - они тут же узурпировали право считаться «совестью нации», которая никому неподсудна.
Так, однажды хромая, пожилая и темнокожая лесбиянка в США, вдруг, осознала, что тронуть ее не моги, иначе вся демократия рухнет.
Михаил Синельников.
Встройте "Политонлайн" в свой информационный поток, если хотите получать оперативные комментарии и новости:
Добавьте Политонлайн в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google
Также будем рады вам в наших сообществах во ВКонтакте, Фейсбуке, Твиттере, Одноклассниках...