Наши
сообщества

Что мешает формированию свободолюбивой творческой интеллигенции

Просмотров

Алексей Кортнев (лидер группы "Несчастный случай") дал замечательное интервью «Свободе». Но замечательно оно не столько высказываниями по теме, которая заявлена в качестве главной («О своих поездках на Селигер» - к «Нашим»), а рядом попутных рассуждений и замечений.

«Селигерская» тема по сути - вариант обычных для таких случаев «отмазок» про разведывательную (просветительскую) вылазку в стан врага. Про это - было сказано примерно так:

«Я считаю не зазорным, а правильным ездить на Селигер. Ты можешь быть согласен или не согласен с политикой Путина и Медведева, но нельзя помещать себя в хрустальный дворец и отказываться от общения с теми, кто в любом случае через некоторое время придет к власти. И конечно, отказавшись с ними общаться, нельзя пытаться донести до них свою гражданскую и художественную позицию.» (это кусок без пренебрежительных оценок в адрес прнинимающей стороны).

 

А вот куски, интересные сами по себе. Первый - про полит-активизм «творческой интеллигенции» (что ни лето, тема лезет на первый план):

«- Власть не допускает формирования сильной оппозиции. Формированию свободной и свободолюбивой творческой интеллигенции тоже власть мешает?

- Если спросить практически любого человека из творческой интеллигенции, он не побоится сказать, что именно ему не нравится. Следующий вопрос к нему - почему он об этом молчал. Почему лично я не призываю к каким-то действиям? Потому что не знаю, какие действия нужно совершать. Думаю, большинство моих коллег, если они люди честные, живут точно так же. Впрочем, Константин Кинчев, например, точно знает, что нужно делать: "черножопых на фонарь". Вот он и пишет об этом, выпуская по диску в год. А, скажем, Борис Гребенщиков как писал свои эссе в стихах, так и пишет. Если выбирать между ним и Кинчевым, мои симпатии на сто процентов находятся на стороне БГ. Но он никогда ни к чему не призывает. И я его понимаю.

- Неужели у вас нет желания отвоевать аудиторию у Кинчева?

- Есть такая мечта, но желания нет. Для этого надо идти с проповедью, а я терпеть не могу проповедников, и сам не могу им быть: ненавижу навязывание своего мнения, хотя и понимаю, что позиция эта слабая. Позиция проповедника гораздо сильнее: по харизме, влиянию, результату. Мы почему-то сосредоточились на Константине Кинчеве - наверное, потому что это самая яркая фигура противоположного крыла творческой интеллигенции. А мы - все остальные, сидящие в этом болоте, - если и квакаем, то не вместе. Это характерно для российской интеллигенции: так проквакали в 1917 году, так, думаю, будет и дальше. Невозможно объединить людей, каждый из которых сомневается в первую очередь в себе самом. А во вторую - во всех остальных.

Мой отец, например, никогда не читал мне нотаций. Просто жил в моем присутствии, никогда не совершая подлостей и не унижаясь до лжи. Я всю жизнь пытаюсь жить так, чтобы быть достойным его и хотя бы чуть-чуть на него похожим. Мне кажется, в этом и состоит рецепт для творческих людей, которые не хотят быть проповедниками: публично жить достойно. Зрители видят меня и понимают: он более или менее грамотно говорит, ни разу не вылизал ни одной задницы, зарабатывает большие деньги и ездит на хорошей машине - значит, можно придти к материальному благополучию, сохранив благополучие душевное. Думаю, этого достаточно для борьбы со злом.»

 

Вот. И еще один кусочек, который также может кое-что прояснить не про упомянутого отца А. Кортнева (и как бы наличие у музыканта некой политической индульгенции), а про связи (в т.ч. логические), которые надо учитывать, рассматривая проблему в целом (об активизме, «ни грана сотрудничества режиму» и т. д. И т. п.)

«- Кто из персонажей постсоветской России привлекает вас как автора и актера?

- Наше время характерно полной неоднозначностью. У меня вызывает огромное уважение фигура Ходорковского, то, с каким достоинством он переносит чудовищные лишения. С другой стороны, как человек рациональный я не могу не понимать, что он украл у страны миллиарды. Потом он построил школы. Но если человек вышел на большую дорогу, отобрал у людей деньги и построил на них церковь, он не перестает быть преступником. Все это справедливо в отношении всех, поэтому героя нет вообще.

- Вот и сняли бы психологическую драму про Ходорковского.

- Была попытка подобного фильма - кино "Олигарх" по книге "Большая пайка". С наслаждением я ее читал и даже перечитывал. Я знаком с автором - Юлием Дубовым: он работал вместе с моим отцом, как и Березовский. Мой папа полжизни ездил на машине, которую Березовский помог ему купить по себестоимости (по тому времени, фактически, подарил) за то, что папа ему сильно помог на выборах в члены-корреспонденты Академии наук. Березовский был очень талантливым математиком. Я видел этого человека в детстве и, естественно книга и фильм были мне очень интересны. Березовский тоже трагическая фигура и очень интересный персонаж. Но как это сыграть? (...)»

 

 

Встройте "Политонлайн" в свой информационный поток, если хотите получать оперативные комментарии и новости:

Добавьте Политонлайн в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google

Также будем рады вам в наших сообществах во ВКонтакте, Фейсбуке, Твиттере, Одноклассниках...


Популярные темы