Игорь Лебединский:
За "свободу" нередко выдают (пытаются выдавать, с переменным успехом) возможность принимать решения, отвлеченные от жизненной ситуации, на основании информации, подчерпнутой из телевизионной передачи. Иными словами, голосовать за тех, чья презентация произвела наиболее приятное впечатление. Казалось бы - чем не наш случай?
Но к такой "свободе" обязательно прилагается "свобода прессы" - то есть свобода СМИ выбирать покупателя для своего голоса. Нам, конечно, ничего такого не снилось - наши СМИ, за исключением совсем уж маргинальных (да и то - вопрос) вынуждены продавать свои голоса в закрытом режиме. Судя по результатам, им, возможно, недоплачивают, что и не удивительно при монопольных отношениях.
На этом речь о "свободе в кавычках" можно и завершить: прочистка каловых завалов в информационном поле - не сегодняшняя наша тема. Поговорим лучше о настоящей свободе. Настоящая свобода - это свобода выбора между добром и злом. (Оставим в покое относительность добра и зла - об этом тоже не сегодня.) Итак, свобода - это возможность выбора между добром и злом, благим и неблагим поступком. У нас, в России, свобода выбора есть всегда.
Ты можешь быть свиньей, и тебе за это ничего не будет. Ты можешь не быть свиньей, и никаких наград за это не увидишь. Вплоть до рамок Уголовного Кодекса и даже немножко за ними, ты можешь вести себя как угодно. Остерегаясь лишь карающего сапога - или, как и положено свинье, летя впереди своего визга к новым подвигам.
В этой близости выбора, в этой страшноватой и соблазнительной "свободе каждого момента" - главное отличие России от так называемых "цивилизованных стран". (От нецивилизованных, кстати, тоже, пускай и в другой плоскости.) Разумеется, в крайних ситуациях выбор есть всегда - однако если не рассматривать достаточно редкие в быту ситуации, когда срочно требуется вытащить из дома горящего ребенка или когда предоставляется шанс безвозвмездно ограбить скорбящую вдову, никакого выбора между добром и злом нет. Контекст "умеренной добродетели в рамках законности" схватывает крепче иного бетона.
Я могу, выпив бутылку пива, ебануть ее об асфальт, и мне ничего за это не будет. А могу и донести до урны. Могу нассать в лифте, а могу и сдержаться. Могу сесть за руль пьяным и откупиться от мента. А могу и не садиться. Могу, наконец, сказать потом - это не я такой, это жизнь такая, - а могу и честно: братцы, что-то я веду себя как говно. Никакого прощения я за это признание не получу: всем плевать.
Кстати, удивительное, парадоксально большое число умных и добрых людей, искренне ненавидящих свою Родину - прямое следствие истинности данного тезиса. Люди свободно сделали свой выбор; тем выше ценность выбора иного.
Свобода в России - это Свобода. А не та "svoboda", о которой нам так долго врало радио.
Встройте "Политонлайн" в свой информационный поток, если хотите получать оперативные комментарии и новости:
Добавьте Политонлайн в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google
Также будем рады вам в наших сообществах во ВКонтакте, Фейсбуке, Твиттере, Одноклассниках...