Игорь Малов:
В медиа-среде - кризис. Попытки главных редакторов искать новые толковые журналистские кадры делают этих приличных дядек похожими на японских диогенов, ищущих отсутствующих кошек с фонарями в опустелых редакциях и на факультетах, где давно нет ни кадров, ни даже кошек. А если и есть, то у главных диогенов нет денег, чтобы сманить их к себе работать в ежедневную бочку. Мой приятель - главред приличной "ежедневки" - не может найти пусть "безымянного", но реально пишущего экономического обозревателя менее, чем за три тыщи падающих американских рублей. Завотделом - от четырех! Шеф-редактор радиостанции с опытом работы - "червонец". Про вакансии на ТВ говорят обычно уже шепотом, меряя доходы в рублевских сотках. Но даже не это - кризис. Ведь этих дорогих ребят на свободном рынке труда практически нет - и это кризис настоящий.
[...]
В 90-е положение для центральных СМИ спасали регионы - извечные поставщики лучших кадров. Но жизнь в столицах подорожала настолько, что необходимость для новобранца обеспечивать себя каким-никаким жильем делает его стоимость для Главного Редактора ориентировочно такой, как сообщалось вначале. Опять же, нет худа без добра: региональные издания и телерадиоканалы стали заметно лучше - как собственно, и сама жизнь во многих провинциях. Но Главного Редактора, ищущего в Москве или Питере недорогого Обозревателя или Спецкора, это не спасает.
Некоторые мои старые собутыльники - прожженные журналюги из московского Домжура - любят поговорить о "качестве товара". Мол, писать не умеют, а денег хотят как взрослые. Конечно, среди молодых лоботрясов встречаются экземпляры, которые нам - лоботрясам среднего возраста - вполне дадут фору. Я лично знал выпускника журфака, который писал "презЕдент" при неплохих оценках в дипломе. Но это все же не показатель - если человек, пишущий так, имеет возможность прилично зарабатывать где-то, он должен иметь свободу продолжать писать также, а не искать работу там, где надо еще и знать, как слова пишутся.
Наоборот - складывается впечатление, что журналист, видимо, даже не первую очередь должен говорить (снимать, писать) грамотно. Он должен еще знатно плясать, летать на самолете или лазать по каким-то полуразрушенным руинам на скорость.(Кстати, это намного интереснее, чем корпеть над репортажем.) Легкое актерство, изящно и к месту введенное в российскую журналистку Леонидом Парфеновым под именем "инфотейтмент", стремительно теряет инфо-составляющую. Сильный журналист (на ТВ в первую очередь, но не только) становится все более актером - и хочет получать по высшей актерской ставке.
Так "кто остался на трубе"? По счастью, в журналистику еще - хотя не стройными колоннами - приходят люди из других профессий. Приходят, в принципе, как и раньше - скорее в образ жизни, чем в профессию. Бывает, что и возвращаются из рекламы и пиара, устав получать удовольствие от жизни только в момент зарплаты. Но и этим "субъектам гражданской наружности" никакой кризис пока не указ - ни кадровый, ни финансовый - хоть и глобальный. Они цену себе знают.
Главному Редактору остается пока лишь грустно размахивать фонарем и шарить по Интернету в поисках драгоценных авторов - желудей в густом перегное графоманов. Не только от любви к аудитории, во всех изданиях, всех программах зрителям, слушателям, читателям предлагают стать соавторами и прислать сюжет или запись.
Но не изменит ли ситуацию незатейливая возможность уменьшения количества денег в стране в результате причин, совсем с прессой и ее свободой не связанных?
Встройте "Политонлайн" в свой информационный поток, если хотите получать оперативные комментарии и новости:
Добавьте Политонлайн в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google
Также будем рады вам в наших сообществах во ВКонтакте, Фейсбуке, Твиттере, Одноклассниках...