Свои среди чужих
Юрий Сапрыкин:
У нас сложился прекрасный собственный язык, по знанию которого можно отличить своего от чужого: не знаешь, что такое «расчехлить мурзилку», - давай, до свидания. Подозреваю, впрочем, что со стороны эти мемы выглядят примерно как сленг толкиенистов или обитателей «Двача». Мы научились окружать свои акции залихватским креативом - который способен сагитировать лишь тех, кого давно уже не нужно ни за что агитировать. Мы знаем, что за идеалы и ценности приходится платить, и кое-кто за них действительно сгорает в танке - но к обвиняемым по «Болотному делу» в глубине души относимся по лагерному принципу из «Архипелага ГУЛАГа»: «умри ты сегодня, а я завтра». Мы в курсе, что впереди выборы, на которых будет решаться судьба ключевых регионов, - но пытаясь придумать кандидата, способного на что-то претендовать, неизменно упираемся в фигуру Навального - и заранее миримся с тем, что его на всех не хватит. Мы ловим тревожные слухи про здоровье Путина - но предпочитаем не думать о том, что при нынешнем раскладе, если не дай бог случится перераспределение властных полномочий, про нас в этом процессе вспомнят последними. Нам хорошо друг с другом - и не наша вина, что описанный в первом абзаце день 5 декабря сегодня выглядит как комическая светская хроника: мы привыкаем жить в замкнутом мире, куда посторонних не пускает невидимый фейсконтроль.
Наверное, неправильно употреблять здесь местоимение «мы» - это действительно тот случай, когда некого винить, кроме самого себя. Это я не придумал нужных слов, я увлекался остроумным креативом, я не был готов пожертвовать хоть чем-нибудь ради своих идеалов - и в какой-то момент разучился отстаивать их перед теми, кто их не разделяет. Если попробовать вспомнить, за что на самом деле мы выходили на Болотную, - то окажется, что эти требования никуда не делись: если государство во всех его проявлениях будет честно работать на своих граждан, соблюдая понятные для всех правила игры, от этого всем будет только лучше.
(процитировано частично)
От редакции: Кстати, Сапрыкин, оказался один из тех двух-трех человек, которые близки к пониманию основных причин того, что традиционно называется "сливом протеста" - в контексте той же численности акций, изменения отношения к ним в элите и среде "раздраженных горожан".
Совершенно верно - они проговаривали свои тезисы, мантры, мифы, давно известные "своим" для своих же. И категорически не хотели воспринимать своей "иную Россию" - ту, что не входит в круг завсегдатаев заведений в пределах Садового кольца, не ухищряется круглосуточными спорами в твиттере. Из-за этого и происходила та отстройка "айфона" от "шансона", "дельфинов" от "анчоусов" и "московской интеллектуальной тусовки" (в которую себя почему-то записал не только "креативный класс", но и обыкновенные офисные "напиши-распечатай-позвони" клерки) от "тупого быдла". И хотя в мареве споров о расколе "двух Россий" звучали призывы "найти общие точки, прекратить презирать", и т.п. - в реальности этого не происходило. Чем, естественно - не в поддавки же игра - воспользовались политтехнологи Кремля. И грех было не воспользоваться, когда это не просто "читалось между строк", а откровенно произносилось и артикулировалось.
Ну, а та, "замосковская" Россия отторгла "белый протест" - увидев как отношение к себе (мультиплицированное провластными СМИ, опять же), так и предлагаемые альтернативы (кандидатуры с диким антирейтингом, ужасной репутацией или уже "порулившие в девяностые"), а чаще и вовсе их отсутствие. Ну куда идти с теми, у кого экономической программы нет, внутри- и внешнеполитической нет - кроме общих слов "за все хорошее против всего плохого", проекта реформ нет, согласия внутри - нет и даже гарантий по социалке кроме благих намерений "у нас не будут воровать, а значит денег будет больше" - нет.
И еще. Даже те "свои", кто искрене выходил на митинги декабря-февраля прошедшей зимы (оставим за скобками разные мотивации этого выхода) начали понимать отсутствие какой-либо динамики и наглядно видеть использование протеста лидерами в собственнополитических, а то и откровенно эгоистичных интересах. Понятно, что 90% выходящих были не готовы "штурмовать Кремль" или выстаивать Майдан (помнится, как Рунет обсуждал "как ходить на работу, если будет Тахрир или Майдан - кредиты и аренду надо отдавать").
Ну и, собственно, один из главных выводов, который делает (но не формулирует) Сапрыкин - это "работа с избирателем". То есть либо классическая "партийная" история, либо классическая история "общественного влияния". Те самые два направления, которые несмотря на поднадоевшие уже вопли о "расстрельном 1937-ом" не просто открыты, но и ждут своих "героев". Если им, конечно, по-настоящему хочется заниматься делом, а не казаться героями "потому, что полежал на Абае" и "часа два в день режим в блогосфере травим".
Встройте "Политонлайн" в свой информационный поток, если хотите получать оперативные комментарии и новости:
Добавьте Политонлайн в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google
Также будем рады вам в наших сообществах во ВКонтакте, Фейсбуке, Твиттере, Одноклассниках...