Наши
сообщества

Полюбуйтесь - это ваш Vox Populi

Просмотров

Сергей Жаворонков:

...То, чего так долго боялась трибуна протестных митингов и на что так надеялась власть, свершилось: народ ходить на митинги перестал.

Можно говорить что угодно: что 15 декабря на Лубянке была не тысяча человек, а пять, что был мороз, что акция была несанкционированной, но факт остается фактом - от былой численности протестных акций не осталось и воспоминаний, которые еще приходили в голову на сентябрьском митинге. Численность этого митинга, очевидно, из другой эпохи - до декабря 2011 года. Пусть даже было пять - ну и что, такие митинги проводились и в 2007, и в 2011 году. Пусть был мороз - но лютый мороз не помешал второму по численности после митинга 24 декабря на проспекте Сахарова шествию и митингу 4 февраля (да и 24 декабря, скажем прямо, была сильно минусовая температура).

Что касается несанкционированной акции, то это был, очевидно, выбор организаторов. Не надо внутри себя, в оппозиционной аудитории, рассказывать про статью 31 Конституции России, про нелегитимный режим, про мораль, про горящее сердце в груди и прочую лабуду. Власти предложили организаторам вполне нормальное место - тот же проспект Сахарова, с которого все начиналось. Бывало, что оппозиционеров загоняли в Люблино, как организаторов Русского марша, а бывало - как им же в 2008-м году, отказывали в каком-либо митинге где угодно. Кстати, сравните численность того несанкционированного РМ с акцией 15 декабря 2012 г.

Ну можно, конечно, поступить как сайт «grani.ru», и просто написать что было 10 тысяч человек. Можно написать что было и 20. Можно объяснять, что численность вообще не важна - такие комментарии уже звучат из уст всякой богемы. Однако они уже никого не обманут.

Однако, нынешняя статья немного о другом. Она не о плюсах и минусах санкционированных и несанкционированных акций. Она о явлении, ставшем формальной причиной того, что организаторы отказались от предложений мэрии. Были, конечно, не только они, но поверим организаторам для простоты на слово, тем более, что многие из них сами честно верили в то, что делали, а другие были связаны коалиционными обязательствами перед своими коллегами из «КС оппозиции» и были вынуждены подчиниться мнению большинства КС.

Формальные причины, эти, как известно, состояли в том, что 80% из проголосовавших на сайте «democratia.2.ru» почти 12 тысяч зарегистрированных интернет-пользователей сайта - т.е. тех, кто, напомним, проходил сложные процедуры с верификацией, фотографиями с паспортом и т.п., это не какие-то простые боты - если владельцы сайта нас не обманывают, проголосовали за то, чтобы настаивать на проведении акции. Таким образом, более 9 тысяч человек в этот день должно было выйти на площади Москвы. У каждого из них, кроме того, есть друзья, знакомые. Есть, кроме того, незарегистрированная в интернете аудитория «Эха Москвы» и «Дождя», члены различных оппозиционных организаций. И где же эта гвардия? Давайте говорить откровенно - итоги этого голосования, которым нам предлагали молиться как гласу народному, бред и позор. Бред и позор не маленькая численность сама по себе, ее-то можно объяснить массой объективных и субъективных причин, а вот то, что какие-то - весьма многочисленные - клоуны с большим удовольствием проголосовали в Интернете за несанкционированную акцию, формат которой, было понятно ежу, снижает численность, а сами на эту акцию не пришли. Полюбуйтесь, интернет-демократы. Это ваш Vox Populi.

Ах да, кто-то заболел, кто-то в командировке, а кто-то вообще постоянно живет в Нью-Йорке. Так какого же черта вы голосовали за несанкционированную акцию, если сами идти на нее не собирались?

Если на собрании оппозиционной организации - не подпольной! - подчеркиваю, собрать кворум является тяжелейшей проблемой, если можно без всяких проблем записываться, к примеру, в наблюдатели, а потом не приходить на участок, если можно голосовать в Интернете за несанкционированный митинг, а потом на него не приходить, если можно, будучи оппозиционером, ездить на шикарном джипе и ни копейки не тратить на оппозиционную деятельность, если наконец можно, считая себя «активистом», заниматься только и исключительно бессмысленной кухонной болтовней о плохом Путине, значит, что-то у нас не так с оппозиционерами.

И не с вождями только. Один печально известный «десантник», к примеру, перед 6 мая всех призывал к несанкционированной акции и обещал, что ее выйдут защищать десятки тысяч ветеранов ВДВ (!) - но, впрочем, не пришел никто, включая самого вруна. И ничего - не застрелился по-офицерски, по-прежнему рукопожатен, тусуется со всеми.

Дело, конечно, не в Интернете. Интернет - это всего лишь инструмент, а не философский камень, превращающий металл в золото, и делающий из ниоткуда массовые митинги. Интернет - это как вилка и ложка, ими удобно есть, но если вы не заработали себе на обед, наличие вилки и ложки проблему еды не решит. Интернет не решит и объективных сложностей оппозиции. Таких как недостаток ресурсов.

А вот есть одна проблема, которую интернет не только может волшебным образом решить, но и усугубляет и масштабирует: это проблема сумасшедших, фриков - но не только. И проблему безответственных, бессовестных людей, вроде тех, кто голосует за несанкционированные акции, а потом на них не идет.

В Интернете не надо отвечать за свои слова даже перед самым небольшим кругом друзей или соратников. А уж тем более - перед всеми. Там никто не проверит, перевел ли деньги на кошелек Романовой, поклеил ли хоть одну листовку, позвонил ли знакомым и вообще, был ли на митинге. Там можно смело бить клавиатуру, и писать про то, какой Путин плохой, а ты хороший. И это многими успешно делается - не в дополнение к реальной политической работе, а вместо нее. Ведь в сутках всего 24 часа, надо есть и спать, а многим еще и зарабатывать себе на жизнь, или, наоборот, отдыхать. Если много сражаться в интернет-сообществах, то какое тут время на подготовку к митингам.

Те, кто заглядывал в многочисленные оппозиционные интернет-сообщества, которые как грибы после дождя стали возникать в декабре 2011 года, поразится, как много всякого бреда там писалось. И ладно бы это были обычные споры о лидерах, о стратегии и тактике. Просто какая-то графомания. Обсуждается, к примеру, митинг. Ну например, 24 декабря 2011 года, когда казалось, что вот-вот, режим рухнет. Что обсуждал бы разумный человек: организационные вопросы, как помочь. Может быть, тактические - что надо, что не надо, где нас побьют, а где мы побьем. Может быть, личностные: кого, к примеру, выдвигать в Президенты, за кого голосовать. Но вот колоссальное количество народу вдруг начинает писать там всякую лирику.

Один пишет: «Я свободный человек, потому надо идти на митинг». Другой отвечает: «Долой Путина». Третий продолжает: «У Путина нет шансов». Четвертый: «Режим достал!». Пятая какие-то свои стихи пишет на вольную тему. И так часами, сотни комментариев.

Хватит интернет-демократии, не позорьтесь. Дорого и невкусно.

(процитировано частично)

Встройте "Политонлайн" в свой информационный поток, если хотите получать оперативные комментарии и новости:

Добавьте Политонлайн в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google

Также будем рады вам в наших сообществах во ВКонтакте, Фейсбуке, Твиттере, Одноклассниках...


Популярные темы