Особенности протестной интеллигенции
У российского медиакласса принято говорить с народом едким суровым голосом правды. Набор правды двести лет как не меняется (в полном соответствии с концепцией единства русской истории) и состоит в том, что такую нелепую страну уважающий себя человек уважать не может. Не заслужила, не за что.
Медиакласса разного уровня у нас - где-то миллион. Поэтому он сам себе и творцы, и аудитория. Согласие насчёт России у них такое, что творцы иногда слишком увлекаются.
Вот, например, едко рубит правду журналист Лев Новожёнов: "Вполне возможно, что проблемы многих из нас заключаются в том, что когда-то давно, в раннем детстве, нас не усыновила никакая американская семья. И даже если бы нас использовали на органы, вполне возможно, что кто-то из нас был бы органом вполне добропорядочного человека. Не так уж и плохо, я считаю, чем быть каким-нибудь козлом на площади Курского вокзала и просить докурить чинарик".
В библейской притче про Лазаря и богача богач попал в ад только за то, что радовался жизни, жрал и пил, не замечая страданий нищего Лазаря у порога своего дома. Я не знаю, какой стороной своего организма Лев Юрьевич читал Библию и читал ли он её вообще, но мне почему-то кажется, что он никакой стороной не мог там прочесть, что богачу следовало разобрать Лазаря на органы и отослать в Рим.
А вот рубит правду правозащитница Ольга Романова: «Землетрясение в Сочи. Надеюсь, всё развалилось»
Когда после вот такого наша интеллигенция (в контексте одичания россиян в христиан) закатывает истерику про Инквизицию, которая сжигала женщин за неурожаи, эпидемии и пожары -- как-то особенно остро ощущаешь, что во времена этой самой Инквизиции Ольга Романова следила бы за своим языком значительно лучше.
Когда всё это читаешь и слушаешь, в душе просыпаются символические деятели. Внутренний Иван Грозный, например, настоятельно рекомендует посадить Льва Юрьевича на бочку с порохом, а вокруг поставить трансплантологов с авоськами и сачками -- на кого, как говорится, Бог пошлёт. А что касается Ольги Евгеньевны, то тут и сам Иван Васильевич теряется, и ему не остаётся ничего кроме самоцитирования.
Но потом, когда отдышишься и руки судорога отпускает, всё же возникает вопрос: А за что это они нас так? Мы им что -- не родные? И если да -- то почему, собственно? Родились они тут же и с нами, в тех же роддомах. Учились в тех же школах, в тех же институтах. Видели все то же, что и мы. Страна у нас -- одна.
Почему же мы чужие настолько, что и не знаем как будто ничего друг о друге и знать не хотим?
Ответ подскажет нам, как водится, русская классика. А.С. Грибоедов и его бессмертное "Горе от ума".
Я вот его немедленно перечитал и понял.
Это у медиакласса (ранее любившего себя под брендами "креативный класс", "интеллигенция", "просвещённое общество") особый вид коррупции.
И он не менялся вне зависимости от того, откуда происходят его носители - из допетровского дворянства или из бабелевской Одессы. И какое образование получали. Посмотрите на Чацкого, примерьте на современного представителя медиакласса, насчитайте хоть сколько-нибудь отличий.
Отбросим смутные воспоминания школы. Посмотрим на товарища Чацкого прямо. Чацкий - человек, который "хотел объехать целый свет, и не объехал сотой доли" вернувшийся с чужбины и попавший "с корабля на бал". Он осматривает современную российскую действительность. И что он видит?
Он видит гражданскую чиновную государственную службу, которая представляется ему Фамусовым - дураком, трусом, врагом просвещенья и певцом похалимажа.
Военная служба России представлена Скалозубом - пустым и глупым карьеристом, получающим награды ни за что, за пустое сидение в траншеях.
Всё это Чацкий решительно отвергает формулой "служить бы рад - прислуживаться тошно".
Затем порицанию подвергается свет за свою любовь к пустому подражанию французской моде. Ну и сама Россия удостаивается гневного изобличения за то, что в ней "нет свободы".
Хорошо, что тогда практики усыновлений за границу не было. А так полный набор: коррупция, отсутствие истинной свободы, подавление инициативы. Женщины разращены настолько, что забывают лучших креативных интеллектуалов страны и влюбляются в каких-то Молчалиных.
Весьма знакомый портрет России. Она в описании Чацкого настолько отвратительна, что нельзя и подумать о том, чтобы смешать себя с ней хоть в какой-то форме - например, в форме службы. Россия сначала должна исправиться и уж только потом, когда в ней можно будет служить, а не прислуживаться, будет почитаться посвещение, наступит свобода, уйдет никому не нужное старичье "времен Очакова и покоренья Крыма", - вот тогда уже...
Логично.
Нет, я не пытаюсь объяснить, что Скалозуб - не лентяй и не дурак, что Фамусов - не проходимец, а Молчалин - не пустое место. Или что крепостное право не отвратительно.
В России, да и везде и всегда, дураков, подлецов, проходимцев и лентяев - больше, чем хотелось бы обнаруживать.
Дело в том, являются ли они сутью страны, исключающей всякую возможность служить ей и её народу, или же автор просто так видит?
Но кто такие эти прислуживающиеся Якоби, Лазаревы, Беллинсгаузены, Лобачевские по сравнению с молодым человеком, только что прибывшим из Европы?! Из стран, где понимают что такое свобода? У него в этой стране -- одно сплошное горе от его ума. У Аносова нет горя, у Ленца -- нет горя, у Шиллинга -- нет горя. А у Чацкого -- есть. Почему?
Ответ: у них ума по сравнению с ним маловато.
На вопрос: Как это? Отвечаю: Смотря что считать за ум.
В данном случае за ум принимается не интеллектуальная сила, не вычислительные способности интеллекта, не созидательная синергия знаний. Нет, за ум тут принимается понимание жизни, правильного и неправильного, терпимого и нетерпимого, добра и зла. То есть за ум тут принимается ничто иное как идеология.
И вот в рамках этой идеологии воины-мореплаватели Лазарев и Беллинсгаузен, учёные Ленц, Шиллинг, Аносов - ни в какое сравнение не идут с ничего не совершившим на свете, кроме европейского турне, молодого человека с правильным отношением к жизни. Его стандарты морали настолько высоки, что не позволяют ему соучастия в ужасной России с её крепостным правом и дурными вкусами в области моды, в отличие от падших мореплавателей, реформаторов образования и ученых.
Вообще, впоследствии самоутверждение за счёт недостижимого для любого реального доброго дела повышения требований к морали станет вполне расхожим рецептом повышения самооценки.
Чуете что-то знакомое?
Да, это он. Наш медиакласс. Это он думает, что первый обнаружил рецепт чудесного превращения: стоит съездить в Европу в галстуке - тут же станешь сосудом с драгоценной субстанцией, возвышающей тебя над соотечественниками.
Почему так происходит?
Алгоритм прост.
Чем отличается российский интеллигент от простого смертного? Дипломом об образовании.
А откуда Россия получила свою науку, своих профессоров, своих первых ученных?
С Запада.
И вместе с наукой, знаниями, профессорами и образованием мы получали, как примесь, и западную идеологию, западный взгляд на нас же, предрассудки и мифы.
Суть в том, что у разных людей эта примесь всегда вызывала разную реакцию. Так, например, учившийся в Германии Ломоносов всю жизнь посвятил тому, чтобы побороть немецкие предрассудки в области исторической науки; тому, чтобы у России была великая русская литература, а не просто преклоение перед западной; были свои университеты, фабрики и заводы, была своя металлургия, своя минералогия, химия, физика и так далее. Он справедливо видел в науке огромную силу и желал, чтобы русские в полной мере обладали этой силой, позволяющей самим находить свое место в мире и самим быть хозяевами своей судьбы. Ломоносов ставил образование и науку на службу русскому народу и России, а не Россию и русский народ на службу образованцам. И он был сам достаточно силён, чтобы задуманное -- воплощать.
Но были и есть люди амбициозные, но слабые -- как умом, так и характером. Они не в состоянии отделить знание от предрассудка, не имеют достаточно воли, чтобы не преклониться перед чужой силой и не перенять взгляд сильного на самих себя и свою страну. Взгляд же этот -- добрым не будет никогда.
И они становятся рекламными агентами услуг западных интеллектуалов по взятию нашего разума, науки и представления о себе, добре и зле -- на аутсорсинг.
Так вот люди и различаются. Одни становятся реально великими людьми, как тот же Ломоносов, Лобачевский или Карамзин, а другим уготована слава лишь как литературным персонажам сатирической самоутешительной комедии.
Поэтому рано или поздно они вслед за своим литературным чертежом произносят сакраментальное "Карету мне, карету!", что в на современный русский можно перевести как "Тойоту мне, Тойоту!" или просто: "Пора валить".
Поравалитик - как и многие больные - довольно озлобленное существо. Поэтому за всякими "чтоб у вас тут все развалилось" и "да у вас тут только уроды нормально себя чувствуют" у него, как правило, не ржавеет.
Хотя для нормальных людей даже крепостное право - не повод сдаваться Наполеону или оставлять Антарктиду не открытой.
Встройте "Политонлайн" в свой информационный поток, если хотите получать оперативные комментарии и новости:
Добавьте Политонлайн в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google
Также будем рады вам в наших сообществах во ВКонтакте, Фейсбуке, Твиттере, Одноклассниках...