Как трудно быть иностранным агентом
Рассказывает Вероника Крашенинникова, представитель Санкт-Петербурга в США и генеральный директор Института внешнеполитических исследований и инициатив.
Проработав в качестве «иностранного агента» в США на протяжении почти пяти лет, квалифицированно заявляю: сегодняшний российский закон с иностранными агентами миндальничает. Требования вступившего в силу в ноябре прошлого года российского закона представляют собой лишь 10-15 процентов от требований закона американского.
Разберем по пунктам разницу между ними.
Во-первых, под действие закона о регистрации иностранных агентов в США подпадает не только политическая деятельность, но и широчайший спектр другой работы - в чем я убедилась на собственном опыте. Функции представителя Санкт-Петербурга в США - коим я имела честь быть с марта 2006 по декабрь 2010 года - включали экономические и культурные задачи и развитие туризма. Никаких политических: муниципалитеты внешней политикой не занимаются. Тем не менее, в министерстве юстиции США настояли на обязательной регистрации.
Что ж, прописанный в законе срок до 5 лет американской тюрьмы - аргумент достаточно убедительный, чтобы соблюсти все правила. А вот и определение «политической деятельности», в которое, как оказалось, вписались функции представителя зарубежного города: «Любая деятельность, которой человек намеревается или планирует любым способом влиять на любое ведомство или чиновника правительства Соединённых Штатов или любую часть общественности в Соединённых Штатах в отношении формулирования, принятия или изменения внутренней или внешней политики Соединённых Штатов или в отношении политических или общественных интересов...»
Обратите внимание: влиять на «принятие или изменение внутренней или внешней политики», в отношении «политических или общественных интересов». Формулировка действительно всеобъемлющая, как говорят, резиновая, под нее подпадает любая экономическая, социальная, общественная, образовательная, культурная и всяческая другая деятельность.
Во-вторых, американский закон прописывает подробные многостраничные формуляры с вопросами, на которые иностранный агент обязан отвечать не только при регистрации, но и каждые 6 месяцев впоследствии. Первичная регистрация подразумевает ответы на шесть страниц вопросов: полная информация об агенте, включая всех сотрудников организации, описание всей деятельности агента - а не только деятельности в интересах иностранного принципала, структуры собственности, информация об иностранном принципале, полученные от него средства и ценные предметы, на что были потрачены средства с указанием получателей, распространяемые информационные материалы - в каких средствах массовой информации размещены, какими способами распространяются, кто участвует в распространении - включая посредников. И многое другое. Регистрация дополняется приложениями.
В-третьих, в американский закон встроен очень удобный механизм сбора данных: сам иностранный агент обязан в течение 48 часов направлять в министерство юстиции копии всех своих информационных материалов и переписки с официальными лицами США и американскими СМИ.Таким образом, регулирующий орган снимает с себя огромную нагрузку по мониторингу и сбору данных о работе зарегистрированных агентов - и получает еще один предлог для наказания за неисполнение буквы закона.
В-четвертых, сам факт регистрации в качестве иностранного агента означает согласие с проверками - периодичность которых не оговаривается и не планируется. В законе прописана обязанность иностранного агента предоставлять все документы и записи, связанные с его деятельностью, по первому требованию для инспекции. На визитной карточке проверяющего черным по белому написано: «Intelligence Officer» - «Офицер разведки». Причем, в ходе проверки, меня лично вместе с юристом попросили покинуть мой собственный офис - чтобы «поработать с документами».
(процитировано частично)
От редакции: Вы тоже заметили, как множество оппозиционных активистов, правозащитники и даже члены КСО бросились защищать НКО? Вплоть до заявлений, что защита НКО от проверок - главная, святая обязанность и это чуть ли не важнее, чем защита "узников Болотной"? Нет, причины вполне прозрачны, если вспомнить все признания оппозиционеров о проходящем через НКО финансировании "на политическую активность под видом гражданской".
Просто уж слишком часто законодательство о политических НКО с зарубежным финансированием называется ими "драконовским", проверки - "излишне сложными", статьи закона "размытыми для трактования", а присутствие силовиков "означающим политическое давление".
Ну-с, как говорится, изучайте международную практику. И - увы для возмущающихся - назвать FARA "почившим после Маккарти" не выйдет, недавно по нему осуждались на реальные тюремные сроки руководители нескольких иностранных НКО.
Встройте "Политонлайн" в свой информационный поток, если хотите получать оперативные комментарии и новости:
Добавьте Политонлайн в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google
Также будем рады вам в наших сообществах во ВКонтакте, Фейсбуке, Твиттере, Одноклассниках...