Предвыборная кампания под микроскопом
"Ведомости" сообщают:
Московские выборы запомнятся многократными переломами базового сценария кампании. По частоте таких «загогулин» эта кампания скоро оставит далеко позади выборы в Госдуму в 2011 г., которые начинались игрой «проведи правую партию в парламент», а завершились протестным голосованием за «любую партию, кроме «Единой России».
Отказ Михаила Прохорова и его партии участвовать в выборах в любой форме стал первой точкой перелома. Из конкуренции двух федеральных фигур и борьбы правящей городской элиты с контрэлитой кампания превращалась в референдум о доверии действующему мэру в условиях низкой явки. Вторая точка перелома - призыв Сергея Собянина к депутатам поддержать выдвижение Алексея Навального, аргументированный желанием дать москвичам возможность самим оценить программы кандидатов. Референдум о доверии лично градоначальнику уступил место плебисциту по той стратегии развития Москвы, которую реализует столичное правительство.
История вокруг приговора Навальному внесла в кампанию новый нерв. Политически активной части москвичей предъявили смысл выборов в голосовании против реального срока заключения для Навального и за удержание его в публичной политике, куда оппозиционер впервые вошел после многих лет занятий политикой виртуальной и сразу - на замену Прохорову. Кировский суд, прокуратура и иностранные активы Прохорова дали Навальному шанс реанимировать свой политический капитал, растраченный на «марши миллионов» и полураспавшийся «координационный совет оппозиции». Быстро мобилизовав ядерный электорат, Навальный приступил к решению гораздо более тяжелой задачи - преодолению электорального потолка, работе с «чужим» избирателем.
Однако и эта стратегия прожила недолго. То ли испугавшись возможного роста своей популярности, то ли поддавшись на политтехнологии эсеров, уже сам Навальный решил сломать выгодный для себя сценарий выборов. Он превратился в «кандидата-киллера», задачей которого стало очернить фаворита (вплоть до исков о снятии с выборов) и придать кампании максимальный налет скандальности. Типичная судьба «киллеров» хорошо известна - это отторжение умеренного избирателя и неопределившихся, а то и вовсе лишение регистрации за агитационные нарушения. Едва ли этого не понимает глава штаба Навального Леонид Волков, сам пока еще действующий депутат думы Екатеринбурга. Тем более что в этой эпатажной нише Навального уже ждал конкурент - эсер Николай Левичев.
Сегодня кампания оппозиции ведется не столько на рост собственных рейтингов, сколько на обрушение рейтинга городской власти. Даже теледебаты на канале «Москва 24» Навальный посвятил не адресным попыткам расширить электоральную базу, а общему обличению коррупции. Бряцание миллиардами и громкими фамилиями выглядит эффектно для давних симпатизантов Навального, но, как известно, не очень убедительно для пенсионеров, бюджетников и деполитизированных избирателей с их приземленными проблемами. В этом сам Навальный мог лично убедиться во время неоднократных поездок на суд в Киров.
Курс на делегитимацию выборов потребует от оппозиции предъявить политически активным горожанам явные признаки «массовых фальсификаций». Однако действия мэрии максимально сузили поле, на котором можно искать их следы. На выборах не будет избыточных открепительных и организованного подвоза избирателей. Ожидается массовое присутствие наблюдателей и онлайн-трансляция с участков. КОИБы будут установлены не только в проблемном ЦАО, но и в округах с традиционно высокой поддержкой власти и наибольшим числом избирателей - ЮАО и ЮВАО.
Основным направлением «поиска фальсификаций» станет, видимо, сравнение копий протоколов, полученных наблюдателями, с оригиналами, принятыми ТИКами. Стоит готовиться и к попыткам раздуть скандалы вокруг голосования «на дому» и хода голосования на отдельных участках в разных районах, имитации нарушений, присутствию на участках наблюдателей с элементами агитации за кандидатов, что повлечет их удаление и, соответственно, обвинения в адрес избирательных комиссий. Традиционно большое внимание общественность уделяет вердикту выборам, который выносит движение «Голос», однако в этот раз сам «Голос» окажется в зоне репутационных рисков, так как один из признанных экспертов движения, заявляющего о себе как о беспристрастном наблюдателе, официально представляет в МГИК именно штаб Навального.
Сценарий делегитимации невозможен без организации массовых акций против итогов выборов. Нагнетание накала кампании и ожиданий второго тура, которое мы видим со стороны либеральных СМИ и оппозиционных кандидатов, готовят почву для отказа штаба Навального признать победу мэра в первом туре. Это само по себе спровоцирует его сторонников выйти на улицу. Судя по заявлениям оппозиционера на встрече с избирателями в Сокольниках, сам Навальный допускает сценарий уличного давления на ТИКи в ходе подсчета голосов, хотя при этом создается угроза квалификации таких действий по ст. 141 УК РФ. Сайт «Новой газеты» приводит красноречивую цитату: «Ровно таким образом, как вы сейчас отбили наш генератор, мы будем и бороться с фальсификациями на выборах: толпа придет к начальнику комиссии и попросит поправить протокол обратно». Сегодня у уличного протеста есть еще два кадровых резерва - те, кто вышел протестовать против приговора по делу «Кировлеса», а также не имеющие права голоса, но многочисленные волонтеры из регионов, привлеченные на кампанию Навального.
(процитировано частично)
Встройте "Политонлайн" в свой информационный поток, если хотите получать оперативные комментарии и новости:
Добавьте Политонлайн в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google
Также будем рады вам в наших сообществах во ВКонтакте, Фейсбуке, Твиттере, Одноклассниках...