alek_san
Только что прочел сообщение об очередном неудачном пуске российской ракеты "Балава". Еще совсем недавно мы слушали бравурные речи «специалистов», типа:
На сегодняшний день у России открывается "второе дыхание" в деле развития морских стратегических ядерных сил. Этому поспособствовало создание межконтинентальной баллистической ракеты морского базирования с внушающим уважение названием "Булава". Эта ракета существенно превосходит свой ближайший американский аналог "Трайдент" по способности преодолевать систему противоракетной обороны и по точности поражения целей.
Сегодня же страна стала перед реальностью - потрачены гигантские средства; из-за великодержавных амбиций некой группы "там, наверху" Россия позволила себя снова втянуть в изматывающую гонку вооружений; амбициозный проект со строительством "чудо-ракеты" и целой серии новых подлодок специально под эту ракету оказался исключительно наглядным примеров того, как ограниченные ресурсы страны, полученные от продажи невозобновляемых природных ресурсов, в очередной раз скормили ненасытному военно-промышленному монстру.
В причинах неудачи поручили разобраться спецслужбам, но у меня есть собственная версия происходящего.
Те, кто покупал с советское время отечественные автомобили, наверняка помнят, как новенький автомобиль немедленно отвозили в авторемонтную мастерскую "на перетяжку". Считалось, что на заводе наверняка не докрутили болты, не устранили протечки масла, не натянули правильно ремни и тд. Послепродажная подготовка. "Доводка" готового изделия. Помните рассказы, что в дни аврала туго идущий болт не закручивают, а вбивают молотком. Рекомендовали не покупать машины, выпущенные в последней декаде месяца. Если это и было ложью, то выглядела она отчего-то правдоподобной.
В 70-е годы мне довелось работать на киевском заводе П/Я 2. Среди рабочих считалось, что он изготавливает как раз деталиракет для подлодок. Цеха были оснащены лучшими на то время швейцарскими, французскими и другими «валютными» станками нулевого и первого класса точности. Там я увидел, как изготавливают детали с микронным допуском и нулевым биением. Было все: квалификация, и оборудование, и специальные материалы, стоимость которых немногим отличалась от драг. металлов, но... этика некоторых из этих, высочайшей квалификации рабочих, оказалась сродни тем работягам со сборного конвейера Жигулей. Помню, как старый работяга хвастался "рабочей смекалкой":
Вот это - ротор гироскопа, внутреннее отверстие с очень маленьким допуском, так как крутиться эта штука так быстро, что ни должно быть ни малейшего биения. И притирать это отверстие следует очень мелкой пастой, а значит долго. Но так хрен заработаешь! Поэтому мы берем пасту покрупнее. Опасность в том, что пара лишних движений - и отверстие «прослаблено». Видишь, обе пробки лезут внутрь. Тут мы берем шарик, приставляем к фаске и тихонько ударяем с обеих сторон молотком. Теперь одна пробка лезет, а вторая нет. Учись!
Я конечно спросил, что будет, если эта ваша деталь сорвется, на что меня успокоили, что там запас прочности есть и вообще эти ракеты не для войны, а для угрозы, а грозить, мол, и так можно.
Так может не заморачиваться никакими испытаниями, а поставить на дежурство ракеты, какие есть (деньги все равно потрачены), и грозить ими "потенциальному противнику". Ведь мало у кого возникнет соблазн проверить, долетит ли "Булава" до столицы, или просто самоликвидируется на подлете к ней, щедро опылив пашни плутониевой пылью.
Встройте "Политонлайн" в свой информационный поток, если хотите получать оперативные комментарии и новости:
Добавьте Политонлайн в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google
Также будем рады вам в наших сообществах во ВКонтакте, Фейсбуке, Твиттере, Одноклассниках...