The American Conservative: Американская дипломатия скатилась ниже плинтуса
Америка не знает, как заканчивать собственные войны. Характерно, что на этом сугубо милитаристском фоне стал очевиден глубокий кризис профессиональной дипломатии США. Об этом пишет в "The American Conservative" отставной разведчик и дипломат Час Фримен.
В своей статье он, прежде всего, напоминает, что суть дипломатии в том, как страна проводит свои интересы и решает проблемы с иностранцами, в минимальной степени прибегая к насилию. По словам Фримена, "дипломатия - это ненасильственный сторонник внутреннего спокойствия и благополучия. Она содействует продвижению взаимоприемлемых способов сосуществования различных точек зрения и культур.
Дипломатия - это претворение национальной стратегии в тактику действий с целью получения политических, экономических и военных преимуществ без применения силы", отмечает он. Проблема в том, подчеркивает автор, что на сегодняшний день истеблишмент США банально не знает, как ею заниматься. "Американцы уже не хотят вести за собой других силой примера и вежливого убеждения с опорой на национальный престиж, покровительство, строительство институтов и создание стимулов для желательного поведения. В Вашингтоне угроза применения силы стала первым, а не последним средством во внешней политике. Мы, американцы, используем меры принуждения по умолчанию, оказывая давление на другие страны, будь они нашими союзниками, друзьями, противниками или врагами", пишет Фримен.
Методика, по мнению автора, одна - "чтобы нас воспринимали всерьез, чтобы добиться эффективности, мы должны бомбить, обстреливать, уничтожать с беспилотников тех, кто с нами не согласен, не обращая внимания на побочный ущерб. Однако на самом деле мы доказали лишь то, что если ты проявляешь достаточно безразличия к интересам других, и всюду оказываешь давление, ты можешь отвратить от себя практически всех".
Собственно, никто не сомневается в способности и готовности американской армии производить шок и трепет за пределами страны. "Во Вьетнаме, в Кувейте, Афганистане, Ираке и многих других местах американцы неоднократно доказывали свое военно-политическое ожесточение и готовность наносить колоссальный урон иностранцам, которых мы считаем своими противниками. Но как нация мы, похоже, сомневаемся в собственной доблести, и маниакально пытаемся продемонстрировать ее себе и остальным", подчеркивает аналитик.
Такое положение дел и завело власти США в тупик. Ситуация дошла до той точки, когда любой неверный шаг может вызвать ядерную войну, которая окажется роковой для обеих сторон. Холодная война низвела дипломатию до состояния политической окопной войны, в которой успехом является не полезное и выигрышное маневрирование, а отсутствие любых изменений в позициях.
"Цель санкций состоит в том, чтобы принудить подвергшуюся им страну к повиновению. Но после их введения санкции неизбежно превращаются в самоцель. Их успех измеряется не тем, насколько они меняют (или не меняют) поведение объекта, а степенью той боли и лишений, которые эти санкции ему причиняют", отмечает Фримен.
По его словам, нет ни единого зафиксированного случая, когда угроза применения или реальное введение санкций были привязаны к переговорам, нацеленным на обеспечение согласия и сотрудничества. Силовые методы решения вопросов и достижения целей, используемые Америкой, уже привели к тому, что Южная Америка больше не считается с нами. Россия снова настроена враждебно. Европа сомневается в нашей рассудительности, заметно беспокоится из-за нашей воинственности и дистанцируется от нашего лидерства. Распадающийся Ближний Восток источает мстительное презрение к Соединенным Штатам. Африка нас игнорирует".
А все потому, что санкции не наводят мосты и не формируют позиции, способствующие уступкам. Они только усиливают и углубляют разногласия. Но дипломатия как таковая не является частью гражданского образования в США. Большая часть нашей политической элиты не имеет представления о том, чем занимаются дипломаты, каковы их возможности и обязанности, сокрушается Фримен.
"Не зря молва гласит, что если ты говоришь на трех и более языках, ты полиглот. Если ты владеешь двумя языками, ты билингв. Если ты знаешь только один язык, ты американец. А если ты говоришь лишь на одном языке, никогда не изучал географию, если у тебя нет загранпаспорта, то ты наверняка член конгресса", иронизирует автор. Главная проблема - в том, что такие методы не ведут к конечному результату.
"Пришло время освободить иностранные дела и аппарат национальной безопасности из плена продажности и некомпетентности, образцом которого является система предоставления государственных должностей за политические услуги. Пора укомплектовать нашу дипломатическую службу, как это имеет место в армии, хорошо подготовленными профессионалами и потребовать от них максимума из того, что они могут дать своей стране", подытоживает Фримен.
Встройте "Политонлайн" в свой информационный поток, если хотите получать оперативные комментарии и новости:
Добавьте Политонлайн в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google
Также будем рады вам в наших сообществах во ВКонтакте, Фейсбуке, Твиттере, Одноклассниках...